APSUAFORUM: The project of David Dasania. Проект Давида Дасаниа

Добро пожаловать на Форум! Welcome to our Forum!
Текущее время: 29 мар 2024, 12:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Из истории фамилии Чагуаа (Чагава)
Новое сообщениеДобавлено: 04 янв 2016, 12:41 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Из истории фамилии Чагуаа (Чагава), рассказанной мною в Новый Год

Решил сегодня рассказать вам то, что знаю об истории фамилии Чагуаа (Чагава). Чагуаа – это любимый мною род моей бабушки по материнской линии. У носителей фамилии Чагуаа замечательная история! Причём, сами представители данной фамилии не всегда помнят эту историю. В плане её сохранения они порой полагаются на своих племянников. Так, например, выводя свою генеалогию от Щаматлука, калдахварские Чагуаа не знают имён его непосредственных предков. Имя Щаматлук они по ошибке видоизменяют в Самалтуг, объясняя его как «Сама» (имя женщины) и «лтуг» («её малыш»). На самом деле, у имени Щаматлук адыгское происхождение: «Щам» ‒ абхазо-адыгское обозначение Сирии, «тлук» ‒ посол, полномочный представитель. То есть, «посол Сирии».
Бабушка моя, Чагуаа Мацаца, прожила примерно 105 лет и умерла в 1987 году. Её отцом был Аабидж. Отца Аабиджа звали Баг (Баӷ). Отца Бага звали Щаматлук. Отца Щаматлука звали Швашумклач (Шәашәымкәлач). Отца Швашумклача звали Дащалыя. Отца Дащалыи звали Хатыгуа.
Матерью бабушки моей являлась абхазка убыхского происхождения Атыршба (Атрушба) Хатджя Тарщмаховна. Матерью моего прадеда Аабиджа Чагуаа являлась женщина по имени Чира (Ҷыра) Хециа (Хьацыиа). Хециа в переводе с абхазского языка означает «рождённый грабом». Говорят, что тотемом этой фамилии являлось грабовое дерево. Матерью моего прапрадеда Бага Чагуаа являлась женщина по фамилии Куруа (Ҟәрыуа).
Социальный статус фамилии Чагуаа в селе Калдахуара был высок. Судя по полевым этнографическим материалам, в Калдахваре не было после князей Инал-ипа более авторитетной фамилии, чем Чагуаа. Чагавовцы всегда и везде сопровождали Инал-иповых. Родная сестра моего прапрадеда, Бага Щаматлуковича Чагуаа, по имени Ханума (Ҳаным), была женой молодого князя Сарлыпа Инал-ипа. Говорят, что в 25 лет Сарлып скоропостижно скончался. У Сарлыпа и Ханумы был всего лишь один сын Халил, который так же, из-за какой-то эпидемии, скончался в возрасте 15 лет.
Однажды в село Калдахуара из Турции был привезён фирман (указ султана Османской империи). В фирмане была отражена просьба султана о присылке в Турцию абхазки на роль воспитательницы принца, которого самодержец Османской империи хотел воспитать в абхазском духе. В один прекрасный день калдахварский князь Ростом (Рашәҭам) Инал-ипа собрал всех своих ближайших братьев и ознакомил их с фирманом. Долго думать знатным князьям не пришлось. Все сразу вспомнили о родной сестре моего прапрадеда Хануме. Было решено отправить её в Турцию в сопровождении брата. Только прибыв во дворец султана, Баг и Ханума поняли, что матерью принца является абхазка из рода Хагба, которая входила в круг семи жён султана. Первые четыре жены, оказывается, входили в ближний круг жён. Султан имел право иметь ещё трёх жён, входивших во второй ближний круг. Информация об этом очень понравилась Хануме. И Хагба, султанша, и Чагуаа были близки отныне, как две сёстры.
Через какое-то время красавица Ханума попала в поле зрения турецкого султана, и с тех пор её начали официально называть во дворце как «Гёзде», что означает «в глазу» (та, которая стала заметной). Ещё через какое-то время султан предложил Хануме разделить с ним ложе. Он полюбил её, говорят, как мальчишка. По всей видимости, Ханума, воспитанная в абхазских традициях, не сразу ответила султану. У всех Чагуаа самодостаточный характер, они воспитаны в духе Апсуары, они честны и принципиальны. Однако через какое-то время Ханума сблизилась с султаном, после чего её стали называть «Икбаль», что в переводе с арабского языка означает «забеременевшую» воспитательницу или наложницу. И после того, как у Ханумы родился ребёнок, её стали авторитетно называть «Кадиной». Так называли во дворце «Госпожу» и жену султана, которой строили мини-дворец, и у которой была собственная стража и челядь. Например, хазнедар-уста (казначей), кальфа (начальник), эсвабджи (гардеробщица), мухурдар (носитель печати) и т.д.
У этой истории есть, увы, драматический конец. Три года Баг смог находиться в Турции рядом с сестрой, чтобы она не слишком тосковала по Родине. Когда после этого срока Баг отправился в Абхазию, ему султан выделил много золота. После отъезда своего брата Ханума смогла выдержать разлуку с Родиной ещё два года. Ребёнка вряд ли кто-то ей дал бы… Поэтому, бросив его, Ханума со златом и серебром покинула Турцию и возвратилась в родное село. О судьбе Чагавовского племянника, естественно, пока никто ничего не знает.
О других историях я расскажу попозже.

На фотографии – моя бабушка Чагуаа (Чагава) Мацаца Аабиджовна.

ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB