APSUAFORUM: The project of David Dasania. Проект Давида Дасаниа

Добро пожаловать на Форум! Welcome to our Forum!
Текущее время: 28 мар 2024, 23:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Фамильное имя у абхазов
Новое сообщениеДобавлено: 04 сен 2011, 09:52 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Согласно представлениям абхазов, история отдельно взятого народа есть всеобщая и полная история всех его составляющих фамильных групп, что блестяще подтверждается данными абхазского языка, где «ажвла» означает «фамилию», а «ажвлар» (в буквальном переводе – «фамилии») – «народ». «Ажвла» («фамилия») – это объединение близких патрилинейных родственников, считающихся людьми «одной крови и вены», ведущих своё начало от одного предка или корня, носящих общее наименование и сохраняющих в той или иной форме общественное и идеологическое единство. Более или менее многочисленные абхазские фамилии подразделяются на абипары (патронимии). «Абипара» («патронимия») – это патрилинейная родственная группа, образовавшаяся в результате сегментации одной большой семьи, ведущая своё происхождение от реально существовавшего предка, обладающая своим особым наименованием и сохраняющая, в отличие от фамилии, более тесное хозяйственное, общественное и идеологическое единство. Наименование абипары (патронимии) образовывается, в основном, от имени предка-родоначальника в сочетании с окончанием «ипа» в значении «его сын». Предок фамилии отстоял от ныне живущих людей на четыре-семь поколений. Сила и слабость, богатство и бедность абхазских фамилий, уровень их социального статуса в обществе издревле зависели от отношения однофамильцев к неписаному моральному кодексу абхазов «апсуаре» («абхазству»), от соответствия их духовного мира и деятельности с понятием об «апсуаре» (абхазскости) и от целого ряда факторов, среди которых наиболее значимы: 1) соблюдение фамилией всех норм и правил абхазства; 2) численность, устойчивость и степень организованности однофамильцев; 3) знание однофамильцами своей родословной; 4) древность и «чистота» происхождения; 5) отношение однофамильцев к правилам экзогамии, гостеприимства и долгу кровной мести; 6) наличие у фамилии развитого родового культа и фамильного знака.
Абхазы считали и считают, что каждый абхазский род обладает своим эксклюзивным, только ему характерным фамильным именем. Поэтому, узнав о существовании в среде иных национальностей однофамильцев сугубо по фамильному имени, абхазы предпринимают меры по налаживанию с ними контактов для того, чтобы, во-первых, укрепить с ними отношения и, во-вторых, добиться их участия в проводимых фамильных сходах. При этом представители некоторых фамильных групп добиваются своей цели, другие только планируют установить отношения со своими однофамильцами, третьи сталкиваются с непониманием со стороны последних.
Перед тем, как перейти к рассмотрению конкретных примеров, нам следует разъяснить, кого же абхазы считают своими однофамильцами, с кем и почему они хотят встречаться в проводимых ими фамильных сходах и на что они надеются, добиваясь своей цели.
Во-первых, своими однофамильцами и, исходя из этого, кровными родственниками абхазы считают всех носителей их фамильного имени, находящихся в составе чужой этнической общности. Однофамильцев, находящихся в составе своей этнической общности, абхазы, как правило, знают, они с ними контактируют и встречаются в ходе различных событий (свадьбы, компании, сходы, похороны, поминки и т.д.). В том случае, если абхазы находят однофамильцев в среде иных кавказских народов (адыгов, карачаевцев, осетин, реже балкарцев, чеченцев, ингушей и народов Дагестана), а также в составе народов славянской группы (особенно казаков), то они более уверенно, чем с представителями закавказских народов, идут с ними на контакт, устанавливают или «восстанавливают» «кровнородственные» взаимоотношения. Здесь следует отметить, что абхазы гораздо труднее идут на контакт со своими грузинскими и мегрельскими однофамильцами. Этому есть конкретные объяснения.
Отношения между однофамильцами абхазами, грузинами и мегрелами, довольно часто устанавливались в предвоенные годы (до 1992 года). Однако в этой ситуации многие (но не все) фамильные группы отказывались признавать носителей своего фамильного имени в грузинской и мегрельской этнической среде в качестве кровных родственников. Их они, исходя из исторических реалий, считали просто однофамильцами и были, в основном, правы. Совпадение абхазских, грузинских и мегрельских фамилий, не считая грузинизированных и мегрелизированных абхазских фамилий типа Алшибая, Кецбая, Тарбая и т.д., основано на факте грузинизации абхазов в конце 19-го – в начале 20-го века.
На это в самом начале 20 века указывал К.Д. Мачавариани в статье «Сословный вопрос в Абхазии», опубликованной «Черноморским вестником» в 1900 году (№№ 121, 124). В ней, в частности, говорится о том, как «мирные завоеватели» из числа представителей грузинской нации выступали в роли «культуртрегеров», навязывающих абхазам свой язык и поставивших перед собой задачу переделать абхазские фамилии на свой лад, придавая им «свои окончания».
«Деятельнейшими проводниками этой меры, - пишет в статье К.Д. Мачавариани, - было духовенство у абхазцев, все поголовно грузинского племени». «Удивительно, что грубые искажения абхазских родовых имен, - отмечает Ш.Д. Инал-ипа, - осуществлялись при почти полном равнодушии самих носителей этих имен, которые в большинстве своем по своей неграмотности или наивности не обращали обычно внимания на безобидные и никчемные, как им казалось, записи на бумажках». (Инал-ипа, 1992, с.123).
Приведем наглядный пример, известный многим ученым. Абхазские фамилии во второй половине XIX – первой половине ХХ века усилиями грузинского духовенства были переделаны с присвоением их носителям чуждых фамильных имён. Таким образом, абхазы из рода Щашвырхуа получили фамилию Киркинадзе, Баснык-ипа - Сичинава, Хуар-ипа – Конджариа, Лыкшвы-ипа – Папцава, Джугдар-ипа – Хварцкиа, Махьал-ипа – Гериа, Дындык-ипа – Арчелиа, Гуджгиар-ипа – Зарданиа и т.д. Изменению подверглись и исконно-абхазские фамилии Самурзаканской Абхазии (современного Гальского района Абхазии, находящегося на границе с Мегрелией). Такие древнеабхазские фамилии, как Абраскил, Калги, Килба, Лацушба, Тужба, Цымцба, Шакрыл, Джопуа, Капш (всех не перечислить) были изменены на Булискерия, Колбая, Киланава, Лацузбая, Тузбая, Сиргинава, Шария или Шакрилбая, Джобава, Кавшбая.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фамильное имя у абхазов
Новое сообщениеДобавлено: 09 июл 2017, 07:21 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
В абхазской этнической среде вместе с фамилиями, подвергшимися грузинизации и мегрелизации, встречаются фамилии, у которых в силу различных обстоятельств появились новые фамильные имена. Рассмотрим несколько фамилий.
Согласно материалам истории, как отмечает этнолог О.В. Маан, выходцами из Садзена являются представители фамилии Гвинджиа, которую автор упоминает как одну из ветвей фамилии Апшыцба. Согласно народному преданию фамилия Апшыцба вышла из местности Рица, где находится одноименное озеро. Указанная фамилия в форме Пшыцаа ныне встречается и в селе Бармыш Гудаутского района.
Здесь следует отметить, что на происхождение от фамилии Апшыцба с большим основанием может претендовать фамилия Воуба. Что касается фамилии Гвинджиа (по-абхазски Гунджиа), то она, скорее всего, связана с убыхской фамилией Хундж, представители которой ныне проживают в Турции. Но, если на основе генеалогических материалов будет подтверждено, что и Гвинджиа, и Воуба происходят от прежде дворянской фамилии Апшыцба из Рицы, то их следует признать кровнородственными фамилиями. Однако, проблема здесь в том, что ни от Гвинджиа, ни от Воуба мы не слышали рассказов об их генеалогическом родстве.
Согласно фамильному преданию рода Допуа, они являются выходцами из села Псху и первоначально носили родовое имя Думанаа. Другая версия существующих материалов, наоборот, фамилию Думаевых и Думановых сближает с фамилией Думаа. В то же время, у Допуа, в соответствии с некоторыми генеалогическими преданиями, существуют кровнородственные связи с фамилиями Джопуа, Джонуа, Джобава, Джапуевых, Хасоуа (живут в Турции, утверждают, что они являются представителями фамилии Допуа). Если все это подтвердится, то получается некая многочисленная группа, объединяющая одновременно восемь фамилий.
Между прочим, существует известный запрет на брак между представителями фамилий Джопуа и Ануа. Но эти связи, как свидетельствуют некоторые фольклорные материалы, не являются кровнородственными. Запрет этот основан более на искусственном родстве и вытекает из обряда побратимства. Когда-то, согласно фамильному преданию, древние представители рода Джопуа жили в районе Сочи. Оттуда они, вследствие какой-то большой войны, мигрировали в район Цебельды. Здесь они встретились лишь с неким Ануа, с которым они побратались. «С этого времени, - как пишет А.Э. Куправа со слов Бориса Джонуа, - появился запрет на браки между фамилиями Ануа и Джопуа». (Куправа, 2003, с. 165).
Самое большое количество абхазских по происхождению, но неабхазских (грузинских) по национальности фамилий отмечается в грузинизированном в 30-х годах XX века Гальском районе Абхазии. Факт грузинизации района подтверждается практическими всеми историческими, этнологическими, археологическими и лингвистическими данными. Рассмотрим данные топонимики, которые, безусловно, заинтересуют нас и с точки зрения установления генеалогических связей между однокоренными абхазскими и мегрельскими фамилиями.
Среди топонимов, встречающихся на территории Гальского района Абхазии, следует назвать наименования таких местностей: 1. Атарба идзыхь (источник рода Тарба в селе Чхуартал). 2. Ахиба (наименование местности в селе Гумуриш на границе сел Окум и Речхи, название которой дублирует фамильное имя известной абхазской крестьянской фамилии). 3. Ачангуарта (стоянка рода Чанба в селе Окум). 4. Гудзба (холм у правого приустья реки Ингур, название которого дублирует фамильное имя в прошлом достаточно известного и крупного абхазского рода Гудзба, известного ныне под мегрелизированной фамилией Гвадзабия). 5. Гумуриш (село в Гальском районе, название которого правильнее произносить в форме «Гумрыпшь», что в переводе с абхазского языка означает «святилищное место рода Гумба). 6. Капш-кыт (местность на границе сел Окум и Чхуартал, название которой происходит от фамильного имени рода Капш). 7. Нажанео (современное Нажанаури, название которого происходит от фамильного имени абхазо-адыгского рода Жанаа - Жанэ). 8. Сида (местность вблизи города Гал, название которой происходит от фамильного имени абазинского княжеского рода Сидовых). 9. Чабалхуа (местность в районе села Окум, название которой происходит от фамильного имени абхазского княжеского рода Чаабал).
Топонимы, происходящие от фамильных имен абхазских родов, встречаются и далеко за пределами Абхазии, в частности, в Краснодарском крае, Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской республике и Грузии. В частности, на территории Западной Грузии встречаются такие названия местностей и населенных пунктов, как Гачиани, Гумати, Жибиани, Кяч и другие. Гачиани – это владение влиятельных грузинских князей Бараташвили, которые произошли от Бараты Качибадзе, в свою очередь происходившего от влиятельной западноабхазской фамилии Гячба или Гечба. Гумати – это местность в 5 км от Кутаиси, название которой происходит от фамильного имени рода Гумба, а сам топоним может быть переведен с абхазского языка как «Гумата» - «местность рода Гумба». Жибиани – это селение, название которого происходит от фамильного имени рода Жиба или Ажиба. А Кяч – это холм и святилище в районе города Зугдиди, название которых происходит от фамильного имени известного абхазо-абазинского княжеского рода Гячба.
Непонятное равнодушие в принципиальном вопросе ношения фамильного имени, как ни странно, проявляется в абхазской среде и сегодня. Даже зная свои исконные фамилии, абхазы предпочитают носить (по официальным документам) фамильные имена, придуманные или переданные их предкам грузинскими и мегрельскими священниками. Также абхазы до сих пор продолжают носить искривленные фамильные имена, т.е. записанные не так, как они должны произноситься.
Здесь мы в качестве примера зафиксируем некоторые фамилии в двух формах: первая форма – как они ныне записаны в официальных документах, вторая форма – как они должны быть записаны. Акиртава – Акиртаа. Бзиава – Мазлоу. Булискерия – Абраскил. Вартагава – Ацыдба. Гагулия – Дзуг-ипа. Гегенава – Папын-ипа. Герия – Махял-ипа. Гобечия – Гуатас-ипа. Дзкуя – Цкуа. Есава – Чам-ипа. Кстати, представители фамилии Есава со стародавних времен проживали в селе Куланырхуа и поселок, в котором они живу, до сих пор именуется как «Чамаарху» («холм Чамовых», т.е. Чам-ипа). Здесь же находится и родник Чамаардзыхь. Зардания – Гуджгяр-ипа. Киртбая – Акиртба. Колбая – Калгба. Конджария – Хуар-ипа. Лакуатаа или Лаквитава – Лакоба, Маргания – Маан, Мерцхулава – Алхорба (Алхуарба). Миквабия – Амкуаб. Сичинава – Баснык-ипа. Кстати, фамилию Баснык-ипа продолжают носить «однофамильцы» абхазов Сичинава, проживающие в Аджарии. Примеров подобного рода можно привести множество. Однако приведенных фактов, на наш взгляд, достаточно для того, чтобы определить степень актуальности задач по восстановлению исконной антропонимии абхазских фамилий.
Во-вторых, абхазы своими «кровными родственниками» называют носителей некоторых созвучных фамильных имен, совпадающих своими корнями с их собственным фамильным именем. Утверждая о таком родстве, они либо ссылаются на правдивые сведения, либо на забытые многими сведения своих предков, либо, передергивая факты, высказывают мнение, не терпящее возражений. При этом, выдумывая легенды, они используют средства массовой информации, навязывают свое мнение ученым, либо заручаются поддержкой ангажированных специалистов.
В-третьих, абхазы, в ряде случаев, считают носителей различных двух, трех и более фамильных имен кровными родственниками, исходя из старинных преданий о происхождении из одного корня.
В доказательство озвученным утверждениям мы считаем необходимым привести несколько примеров.
В Гудаутском районе Абхазии живут абхазы, носящие грузинские фамилии Абашидзе, Арухадзе, Бандаладзе, Бесландзе, Капанадзе, Киркинадзе, Такмадашвили и другие.
Наличие в абхазской этнической среде фамилий грузинского типа имеет несколько объяснений. Одной из причин распространения грузинских фамилий среди абхазов исконно абхазского происхождения является амбициозность абхазских князей, которые в угоду собственной прихоти, для того, чтобы унизить представителей высшего сословия Грузии, давали своим немногочисленным рабам и зависимым крестьянам известные грузинские княжеские фамилии.
Так, например, среди абхазов подлинно абхазского происхождения появилась фамилия Абашидзе, которая в Грузии считалась княжеской. Представители фамилии Бесландзе считают себя выходцами из Северного Кавказа, конкретнее, из черкесского племени бесленей. Носители фамильных имен Арухадзе и Капанадзе, утверждающие о своих исконно абхазских корнях, не так давно видоизменили свои фамилии и зафиксировали их в официальных документах в форме «Арухба» и «Капанба».
Стоит отметить, что фамилий Арухба и Капанба ранее среди абхазов не было. Но это не значит или, по крайней мере, не доказывает, что их предки не были природными абхазами. Настоящей фамилией абхазов Киркинадзе является фамильное имя Щашвырхуа, однако носители этого имени настолько привыкли к своей грузинизированной фамилии, что не желают ее менять.
Говоря о причине появления мегрельского населения на территории Абхазии, этнолог О.В. Маан пишет: «Причины же их появления являлись разнообразными. Но главная причина, очевидно, заключалась в отсутствии у низших категорий абхазского крестьянства (амацуразку, ахоую), пленников, купленных или похищенных и их потомства своего родового имени (фамилии), которые со временем могли получить фамилию по имени отца по форме: сын такого-то. Впоследствии эти фамилии с формантом «ипа» мегрельские священнослужители ввиду сложности восприятия абхазских фамильных имен, а также и потому, что абхазские фамилии были политически «нежелательны», нарекали мегрельскими фамилиями. Например, родовое имя Адгуа-ипа было переделано в Яшвили, Согум-ипа в Сабекиа, Мазлоу в Бзиава, Мцвагуача в Дочиа, даже фамилия негров Абаш была записана как Абашидзе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB