В абхазской этнической среде вместе с фамилиями, подвергшимися грузинизации и мегрелизации, встречаются фамилии, у которых в силу различных обстоятельств появились новые фамильные имена. Рассмотрим несколько фамилий. Согласно материалам истории, как отмечает этнолог О.В. Маан, выходцами из Садзена являются представители фамилии Гвинджиа, которую автор упоминает как одну из ветвей фамилии Апшыцба. Согласно народному преданию фамилия Апшыцба вышла из местности Рица, где находится одноименное озеро. Указанная фамилия в форме Пшыцаа ныне встречается и в селе Бармыш Гудаутского района. Здесь следует отметить, что на происхождение от фамилии Апшыцба с большим основанием может претендовать фамилия Воуба. Что касается фамилии Гвинджиа (по-абхазски Гунджиа), то она, скорее всего, связана с убыхской фамилией Хундж, представители которой ныне проживают в Турции. Но, если на основе генеалогических материалов будет подтверждено, что и Гвинджиа, и Воуба происходят от прежде дворянской фамилии Апшыцба из Рицы, то их следует признать кровнородственными фамилиями. Однако, проблема здесь в том, что ни от Гвинджиа, ни от Воуба мы не слышали рассказов об их генеалогическом родстве. Согласно фамильному преданию рода Допуа, они являются выходцами из села Псху и первоначально носили родовое имя Думанаа. Другая версия существующих материалов, наоборот, фамилию Думаевых и Думановых сближает с фамилией Думаа. В то же время, у Допуа, в соответствии с некоторыми генеалогическими преданиями, существуют кровнородственные связи с фамилиями Джопуа, Джонуа, Джобава, Джапуевых, Хасоуа (живут в Турции, утверждают, что они являются представителями фамилии Допуа). Если все это подтвердится, то получается некая многочисленная группа, объединяющая одновременно восемь фамилий. Между прочим, существует известный запрет на брак между представителями фамилий Джопуа и Ануа. Но эти связи, как свидетельствуют некоторые фольклорные материалы, не являются кровнородственными. Запрет этот основан более на искусственном родстве и вытекает из обряда побратимства. Когда-то, согласно фамильному преданию, древние представители рода Джопуа жили в районе Сочи. Оттуда они, вследствие какой-то большой войны, мигрировали в район Цебельды. Здесь они встретились лишь с неким Ануа, с которым они побратались. «С этого времени, - как пишет А.Э. Куправа со слов Бориса Джонуа, - появился запрет на браки между фамилиями Ануа и Джопуа». (Куправа, 2003, с. 165). Самое большое количество абхазских по происхождению, но неабхазских (грузинских) по национальности фамилий отмечается в грузинизированном в 30-х годах XX века Гальском районе Абхазии. Факт грузинизации района подтверждается практическими всеми историческими, этнологическими, археологическими и лингвистическими данными. Рассмотрим данные топонимики, которые, безусловно, заинтересуют нас и с точки зрения установления генеалогических связей между однокоренными абхазскими и мегрельскими фамилиями. Среди топонимов, встречающихся на территории Гальского района Абхазии, следует назвать наименования таких местностей: 1. Атарба идзыхь (источник рода Тарба в селе Чхуартал). 2. Ахиба (наименование местности в селе Гумуриш на границе сел Окум и Речхи, название которой дублирует фамильное имя известной абхазской крестьянской фамилии). 3. Ачангуарта (стоянка рода Чанба в селе Окум). 4. Гудзба (холм у правого приустья реки Ингур, название которого дублирует фамильное имя в прошлом достаточно известного и крупного абхазского рода Гудзба, известного ныне под мегрелизированной фамилией Гвадзабия). 5. Гумуриш (село в Гальском районе, название которого правильнее произносить в форме «Гумрыпшь», что в переводе с абхазского языка означает «святилищное место рода Гумба). 6. Капш-кыт (местность на границе сел Окум и Чхуартал, название которой происходит от фамильного имени рода Капш). 7. Нажанео (современное Нажанаури, название которого происходит от фамильного имени абхазо-адыгского рода Жанаа - Жанэ). 8. Сида (местность вблизи города Гал, название которой происходит от фамильного имени абазинского княжеского рода Сидовых). 9. Чабалхуа (местность в районе села Окум, название которой происходит от фамильного имени абхазского княжеского рода Чаабал). Топонимы, происходящие от фамильных имен абхазских родов, встречаются и далеко за пределами Абхазии, в частности, в Краснодарском крае, Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской республике и Грузии. В частности, на территории Западной Грузии встречаются такие названия местностей и населенных пунктов, как Гачиани, Гумати, Жибиани, Кяч и другие. Гачиани – это владение влиятельных грузинских князей Бараташвили, которые произошли от Бараты Качибадзе, в свою очередь происходившего от влиятельной западноабхазской фамилии Гячба или Гечба. Гумати – это местность в 5 км от Кутаиси, название которой происходит от фамильного имени рода Гумба, а сам топоним может быть переведен с абхазского языка как «Гумата» - «местность рода Гумба». Жибиани – это селение, название которого происходит от фамильного имени рода Жиба или Ажиба. А Кяч – это холм и святилище в районе города Зугдиди, название которых происходит от фамильного имени известного абхазо-абазинского княжеского рода Гячба. Непонятное равнодушие в принципиальном вопросе ношения фамильного имени, как ни странно, проявляется в абхазской среде и сегодня. Даже зная свои исконные фамилии, абхазы предпочитают носить (по официальным документам) фамильные имена, придуманные или переданные их предкам грузинскими и мегрельскими священниками. Также абхазы до сих пор продолжают носить искривленные фамильные имена, т.е. записанные не так, как они должны произноситься. Здесь мы в качестве примера зафиксируем некоторые фамилии в двух формах: первая форма – как они ныне записаны в официальных документах, вторая форма – как они должны быть записаны. Акиртава – Акиртаа. Бзиава – Мазлоу. Булискерия – Абраскил. Вартагава – Ацыдба. Гагулия – Дзуг-ипа. Гегенава – Папын-ипа. Герия – Махял-ипа. Гобечия – Гуатас-ипа. Дзкуя – Цкуа. Есава – Чам-ипа. Кстати, представители фамилии Есава со стародавних времен проживали в селе Куланырхуа и поселок, в котором они живу, до сих пор именуется как «Чамаарху» («холм Чамовых», т.е. Чам-ипа). Здесь же находится и родник Чамаардзыхь. Зардания – Гуджгяр-ипа. Киртбая – Акиртба. Колбая – Калгба. Конджария – Хуар-ипа. Лакуатаа или Лаквитава – Лакоба, Маргания – Маан, Мерцхулава – Алхорба (Алхуарба). Миквабия – Амкуаб. Сичинава – Баснык-ипа. Кстати, фамилию Баснык-ипа продолжают носить «однофамильцы» абхазов Сичинава, проживающие в Аджарии. Примеров подобного рода можно привести множество. Однако приведенных фактов, на наш взгляд, достаточно для того, чтобы определить степень актуальности задач по восстановлению исконной антропонимии абхазских фамилий. Во-вторых, абхазы своими «кровными родственниками» называют носителей некоторых созвучных фамильных имен, совпадающих своими корнями с их собственным фамильным именем. Утверждая о таком родстве, они либо ссылаются на правдивые сведения, либо на забытые многими сведения своих предков, либо, передергивая факты, высказывают мнение, не терпящее возражений. При этом, выдумывая легенды, они используют средства массовой информации, навязывают свое мнение ученым, либо заручаются поддержкой ангажированных специалистов. В-третьих, абхазы, в ряде случаев, считают носителей различных двух, трех и более фамильных имен кровными родственниками, исходя из старинных преданий о происхождении из одного корня. В доказательство озвученным утверждениям мы считаем необходимым привести несколько примеров. В Гудаутском районе Абхазии живут абхазы, носящие грузинские фамилии Абашидзе, Арухадзе, Бандаладзе, Бесландзе, Капанадзе, Киркинадзе, Такмадашвили и другие. Наличие в абхазской этнической среде фамилий грузинского типа имеет несколько объяснений. Одной из причин распространения грузинских фамилий среди абхазов исконно абхазского происхождения является амбициозность абхазских князей, которые в угоду собственной прихоти, для того, чтобы унизить представителей высшего сословия Грузии, давали своим немногочисленным рабам и зависимым крестьянам известные грузинские княжеские фамилии. Так, например, среди абхазов подлинно абхазского происхождения появилась фамилия Абашидзе, которая в Грузии считалась княжеской. Представители фамилии Бесландзе считают себя выходцами из Северного Кавказа, конкретнее, из черкесского племени бесленей. Носители фамильных имен Арухадзе и Капанадзе, утверждающие о своих исконно абхазских корнях, не так давно видоизменили свои фамилии и зафиксировали их в официальных документах в форме «Арухба» и «Капанба». Стоит отметить, что фамилий Арухба и Капанба ранее среди абхазов не было. Но это не значит или, по крайней мере, не доказывает, что их предки не были природными абхазами. Настоящей фамилией абхазов Киркинадзе является фамильное имя Щашвырхуа, однако носители этого имени настолько привыкли к своей грузинизированной фамилии, что не желают ее менять. Говоря о причине появления мегрельского населения на территории Абхазии, этнолог О.В. Маан пишет: «Причины же их появления являлись разнообразными. Но главная причина, очевидно, заключалась в отсутствии у низших категорий абхазского крестьянства (амацуразку, ахоую), пленников, купленных или похищенных и их потомства своего родового имени (фамилии), которые со временем могли получить фамилию по имени отца по форме: сын такого-то. Впоследствии эти фамилии с формантом «ипа» мегрельские священнослужители ввиду сложности восприятия абхазских фамильных имен, а также и потому, что абхазские фамилии были политически «нежелательны», нарекали мегрельскими фамилиями. Например, родовое имя Адгуа-ипа было переделано в Яшвили, Согум-ипа в Сабекиа, Мазлоу в Бзиава, Мцвагуача в Дочиа, даже фамилия негров Абаш была записана как Абашидзе.
|