APSUAFORUM: The project of David Dasania. Проект Давида Дасаниа

Добро пожаловать на Форум! Welcome to our Forum!
Текущее время: 28 мар 2024, 15:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 364 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 37  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 11 янв 2011, 21:05 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Вова, уникальный обряд осетин был описан тобою. Кстати, о нём я слышал неоднократно. Более того, видел даже, правда, не помню по какому каналу, специальную передачу об этом обряде, о том, как в Осетии встречают Новый год. Помню, тогда я поймал себя на мысли, что было бы интересно самому воочию увидеть его. Даст Бог, увижу тогда, когда приеду в Осетию с "дружественным визитом".
У меня много планов. Но самое первое, что я сделаю, это найду тебя, твой дом и приду к тебе, моему брату, в гости, а уж потом я найду всех своих друзей и братьев в Северной Осетии...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 11 янв 2011, 21:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 янв 2011, 02:35
Сообщений: 131
Цитата:
vova:
.......Считается, что у каждого дома есть свой покровитель. Для него-то и готовят угощение,

а скажите, пожалуйста, КАК "он" относится к смертям, которые происходят (неизбежно) в этом Доме?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 12 янв 2011, 11:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 янв 2011, 09:44
Сообщений: 21
Домовой
С распространением образа черта (беса, шайтана), Домовой был низвергнут до уровня бесовских сил. Хотя Домовой и не считается чертом, но он часто ставится на один уровень с бесовскими силами. Подобно тому, как у славянских народов Домовой нередко сближается с нечистой силой, так и у народов Кавказа Домовой часто бывает воплощением бесовских сил, иногда же, наоборот, черт перенимает или выполняет функции Домового.

"Домовой" наиболее популярен у осетин. Такая популярность кроится не только в суевериях осетин, но и в их отношении к семейному очагу, к жилищу вообще Показателем того, что осетинский домовой тесно связан с жилищем, служит и само название домового по-осетински – "Бундор" (ир. "Бындур"), обозначающий в осетинском языке "фундамент", "нижний, основной камень". У осетин-иронцев домовой называется "Бынаты хицау" , в буквальном смысле означающий "хозяин места". По представлениям осетин, Бундор живет в кладовой, изображается, как правило, в виде уродливой старухи с клыками, но может принимать и другие образы, например мальчика, белого барашка , а также вид кошки, змеи. У многих народов "старуха с клыками", "белый барашек", а также "змея" символизировали Богиню Плодородия и Благополучия.

Бундор бывает и добрым, и злым. Если в доме хозяйничает злой Бундор, необходимо, по поверьям осетин, задобрить его. Так как здоровье членов семьи и их благополучие зависит от Бундора, то осетины ежегодно справляют жертвоприношение. Праздник этот, справляемый ежегодно в последнюю среду перед Новым годом.

Следует, однако, уточнить что в данном случае это не столько посвящение, сколько откуп от злых сил. Мотив этого откупа кроется в дуалистических религиозно-мифологических верованиях осетин, перемешанных с христианским и мусульманским восприятием "бесовских" сил. Согласно традиционным верованиям осетин наступление Нового года несет с собой всему миру не только богатство, счастье и радость, но и горе, всякого рода бедствия и море кровавых слез. В эту ночь, полагающую конец прошлому и начало Новому году, а следовательно, и новой, говорят осетины, жизни, по всему миру несутся дауджыта (ангелы) с тем, чтобы посеять среди народа счастье, богатство и радость на весь год. Но, как полагают осетины, вслед за ангелами в обильном количестве следуют злые духи с тем, чтобы сеять зло и горе среди тех, которых обойдут ангелы. Наиболее вероятное время разгула демонических сил – полночь со среды на четверг. Этот день потому еще и называется "дыууæйы æхсæн" "между двух", т. е. граница между двумя днями: средой и четвергом. В "ночь чертей" полагается резать только козла, так как, по верованию осетин, козел есть творение дьявола . По поверьям осетин в каждом доме есть свой ангел хранитель и дьявол. И если ангел по каким-либо причинам покинул дом, то дьявол может нанести огромный вред дому и домочадцам. Чтобы этого не произошло, домохозяин должен умилостивить обоих одинаково и приносить им жертву: ангелу за то, что он охраняет дом, посылает здоровья членам семьи и вообще способствует благополучию дома, а дьяволу, - чтобы он обходил мимо дома, не творил разных козней. Если его не умилостивить, то он может обрушить на дом все несчастия и бедствия. "Больше бойся дьявола, чем ангела", - говорят осетины . Но дьявол не любит присутствия людей во время своей трапезы, а потому все домочадцы покидают дом на определенное время. Традиция проведения этого праздника остается у осетин неизменной до настоящего времени. В последнюю среду перед Новым годом резали козла, а при неимении его – красного петуха. Кровь жертвенного животного тщательно собирали в особый сосуд. Ни одной капельки не должно было пролиться. Нельзя было допустить, чтобы кошка или собака могли лизнуть этой крови, не говоря о том, чтобы они отведали жертвенного мяса. В кровь бросали левую заднюю ногу и сердце жертвенного животного, и все это глубоко зарывали в землю в чистом виде, так чтобы до них не могли добраться собаки. Иногда все это выбрасывали в реку в сторону течения. Таким же способом избавлялись от содержимого желудка и кишок с перьями и костями. Нельзя было выбрасывать все это в стоячую воду, так как в противном случае не происходит очищение от скверны. Перед тем, как начинали варить мясо, кошку запирали в чулан. До наступления полуночи нельзя было дотрагиваться до мяса и блюд, предназначенных "Бундорта". Когда же наступала полночь, вся семья выходила на улицу (если в доме был грудной ребенок, то выносили и его). Дверь в дом тщательно запирали. По поверьям осетин, во время отсутствия семейства, в дом входит черт, отведывает кусочек жертвенного мяса и других блюд, а затем удаляется. Постояв несколько минут во дворе, вся семья возвращалась в дом и принималась за трапезу. При этом нельзя было ломать кости, бросать их на пол. Их собирали в одну кучу, затем после трапезы зарывали глубоко в землю Из приготовленного для "Бундорта" (кроме мяса готовили еще блюда из фасоли, кукурузы, пшеницы и ячменя) нельзя было дать постороннему, даже если тот умирал с голоду. Но хозяйка, как правило, готовила отдельное блюдо, не предназначенное "Бундору", на случай, если в дом заявится гость .

В день праздника иногда даже гадали. После того, как семья возвращалась в дом, хозяин дома приступал к осмотру оставленного на столе мяса. Если оказывалось, что съедена часть ноги – это к счастью или свадьба будет. Если же часть головы – несчастье – заболеет старший в доме.

В этот вечер нельзя было работать, чтобы не разгневать Бундора. Если же кому-то необходимо было поработать, особенно женщинам, то они завязывали подросткам на палец узелки, приговаривая: "пусть простит нам черт (хæйрæг, сайтан), что работаем, а вы, детки, попоститесь за нас".

Женщинам, особенно молодым девушкам, рекомендовалось в этот день поститься. Это, по поверьям осетин, спасало их от заговоров, от дурного глаза и пр. несчастий.

Примечательно, что Бундор связывается с чертом только в этот день. В дальнейшем имя Бундора осетины упоминают за каждым застольем (кроме поминального). Осетины всегда за трапезой произносят тосты-молитвы (кувд), причем одни и те же и в строгой последовательности. Один из этих тостов-молитв (кувдов) бывает всегда за Бундора (За Бундором следует тост-молитва за Къæсæр "порог". Осетины считают, что Бундор – это мужская половина дома, а Къæсæр – женская. При этом, оба персонажа относятся к "домашнему духу"). При этом он никоим образом не связывается со злыми силами. О связи Бундора с мужской половиной дома говорит еще и тот факт, что женщинам запрещалось произносить его имя, подобно тому, как запрещалось произносить имя хозяина, старшего дома, или имени мужа. Кроме того, именем Бундора благословляли молодую невестку, когда она прощалась с родительским домом, затем его же именем приобщали невестку к новому дому в семье мужа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 13 янв 2011, 07:39 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Вова, я с превеликим удовольствием прочитал твой пост о домовом. Уникальный этнологический материал! По ходу чтения я отмечал параллельные моменты в этнологии осетин и абхазов. Вроде бы такие далёкие по языку народы... Тем не менее, у нас с осетинами много общего: иранизмы в абхазском, которых немало; абхазо-адыгизмы в осетинском языке; общие черты культуры застолья; во многом схожий заупокойный культ; достаточно близкая антропология; генеалогические связи и многое другое. Известный наш профессор Шалва Денисович Инал-ипа пытался выявить все эти моменты, но это дело ближайшего будущего. Нам, благодаря Инал-ипе, известно всё то, что находится на поверхности, а вот глубины, наверное, придётся изучать мне или кому-то другому, возможно, даже группе учёных. Но это надо делать быстро, не откладывать в долгий ящик. Если в этом форуме будет много таких интереснейших материалов, как твой, Вова, то, уверен, он станет популярным в Интернете.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 14 янв 2011, 10:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 янв 2011, 09:44
Сообщений: 21
В Абхазии в ночь с 13 на 14 января отмечают праздник Ажьырныхуа - День сотворения мира, обновления, совпадающий с празднованием Нового года по старому стилю.

Ажьырныхуа входит в число государственных праздников и является нерабочим днем.

Вечером 13-го во многих абхазских семьях в Западной и Восточной Абхазии, где из поколения в поколение бережно хранят родовые кузни и наковальни «Ажьира», совершается семейное моление. Главная особенность этого праздника - в этот день все выходцы одного рода собираются у родовой кузни.

Несмотря на широкое распространение православия в Абхазии, многие абхазские семьи продолжают верить в магию кузни. Но есть семьи, где Ажьырныхуа не отмечают.

Во время праздничного семейного моления старейшина-молельщик обращается к Богу с просьбой отвести беды, болезни и прочие напасти от всех своих родственников, о том, чтобы род продолжался, размножался и благоденствовал. После того, как каждый из членов семьи по очереди повторит эту молитву, отведает по кусочку печени и сердца жертвенного животного и выпьет стакан священного «чистого» (без сахара) вина, начинается общее застолье.

На праздничном столе обязательно должны быть вареные молодые петушки с аджикой на каждого члена семьи, вареное мясо козленка, домашнее вино из только что распечатанного глиняного кувшина, закопанного у священного места, либо из новой бочки.

Женщины готовят свечи на каждого члена семьи и пекут пироги с сыром (ачашв) и сладости. После обряда все уходят в дом, где продолжают празднование Ажьырныхуа и «старого» Нового года.

Утром 14 января все ходят друг к другу в гости.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 14 янв 2011, 11:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 янв 2011, 09:44
Сообщений: 21
НОГБОН
Новый год по старому стилю - один из любимых осетинами праздников — приходится на 12-14 января.
Ногбон связан с солнцестоянием, - не зря наши предки молились: «Да удлинится наша жизнь так же, как удлиняется день».
На рассвете каждая семья разжигала перед домом костер. Каждому хотелось, чтобы его костер был больше, ярче горел, и поэтому село ярко освещалось, языки пламени тянулись к небу. Люди собирались вокруг костров, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелание, чтобы несчастья и козни врагов сгорели вместе с ним.
К новогоднему столу начинали готовиться заранее. Считалось, что чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимал Артхурон — большой пирог, олицетворяющий солнце. Этого пирога должны были отведать все домочадцы, угощать им посторонних не полагалось.
За новогодним столом глава семьи произносил молитву, поручая каждого члена семьи Богу и созданным Им дзуарам, просил, чтобы они были счастливы на протяжении всего года.
На Новый год пекли пироги в честь Сафа*, Сарызада**, Бынаты Хицауа, покровителя закромов и скота.
Наиболее удачливый из семьи обходил хлева.
Новый год - веселый праздник. Ряженая молодежь с песней «Пусть ваш мужчина оленя убьет, жена сына родит, а рука вашего басыла мне достанется» обходила дома, устраивая веселые представления.
Сидели долго. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу стольких же удач, сколько зерен на полу.
На Новый год женщины пекли басылта и одаривали ими гостей.
Обладатели цыкурайы фардыг - бусины желаний -доставали свое сокровище и просили у него благополучия и защиты.

* Сафа — в осетинской мифологии божество домашнего очага,
создатель и покровитель над очажной цепи, считающейся самым
священным предметом осетинского жилища.
**Сарызад — священный столб, ангел-хранитель домашнего очага
и семейного благополучия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 15 янв 2011, 08:50 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Нашёл в Интернете материалы о том, как абхазы празднуют Новый год. Они расположены по адресу: http://www.livekuban.ru/image/223136. Кстати, материалы эти даны с фотографиями. Заголовок интернет-страницы такой: "Абхазы отметили языческий Новый год". Но языческий ли? В последнее время абхазские учёные спорят: то религиозное мировоззрение, которое существует у абхазов, это язычество или абхазская версия монотеизма. Что-то говорит здесь, что это язычество, что-то - что нет, это монотеизм. Я постараюсь очень скоро уделить этой проблеме определённую тему. А пока что я читаю записи Вовы, получая искреннее удовольствие. Владимир Псхациев - замечательный рассказчик. Я бы хотел, чтобы он на нашем Форуме, в какой-то новой теме, начал бы публикацию его "бабушкиных рассказов". Бабушка Вовы - человек необыкновенно тонкий, культурный, умный. Она обладает глубокими знаниями в области осетинский и, в целом, общекавказской этнологии (не в теории, а именно в практике). Я читал несколько таких рассказов. Друзья, это что-то необыкновенное! Я, в общем, от вашего имени попрошу Вову, чтобы он создал новую тему на нашем Форуме и начал бы публикацию "бабушкиных рассказов". Уверен, что, развивая данную тему, он подготовится к следующему броску - публикации этих рассказов отдельной книгой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 09:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 янв 2011, 09:44
Сообщений: 21
Спасибо, брат, за поддержку и теплые слова.
Уверен, больше всех счастлив тот человек, на земле у которого есть такие друзья и братья как ты, Давид.
Нашими взаимоотношениями горжусь и очень дорожу.
Заранее прошу извинения, что не по теме писал на «Лингвофоруме».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 05 фев 2011, 07:57 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Доброе утро всем пользователям и гостям "Абхазского Форума"! Приветствую тебя, мой брат Вова Псхациев! У меня в это утро, к сожалению, мало времени. Срочно, несмотря на субботний (выходной) день, нужно выехать в Сухум. Поэтому буду писать кратко. Взял я, Вова, и этим утром посмотрел Яндекс. Просто ради интереса я вбил в этот поисковик твою фамилию - Псхациев. И был приятно удивлён. Теперь, кто бы что ни говорил, две фамилии - Дасаниа и Псхациев - связаны, как в жизни, так и в Интернете. На втором месте по поисковику со словом "Псхациев" в Интернете значится мой форум-сайт: drdasan.forumssity.ru. НА 15-м месте также открывается другой мой проект: megaloforum.russ-forum.ru. На 20-м месте я обнаружил свои материалы в "Лингвофоруме", где я упомянул твою, Вова, фамилию. Данный форум по поисковому слову "Псхациев" находится пока на 73-м месте. Ну, это зависит от того, ищут ли люди информацию по Псхациевым на абхазском форуме. Естественно, почти никто здесь её не ищет. Но, тем не менее, из 545 ответов по твоему фамильному имени мы находимся в некоем "авангарде".
Спасибо, брат, за твои тёплые слова в мой адрес. Я - очень счастливый человек. Счастлив потому, что имею таких братьев и ближайших друзей, как ты, Владимир Псхациев, как Шамиль Хубиев, Виталий Бганба, Назир Байчоров, Артур Шхагошев, Алхас Кварацхелиа, Эдуард Токаев, Ракай Алиев, Умар Бесленеев, Заур Хоконов, Рафик Авджян, Хорлам Алиев, Алекс Грек, Заур Алиев, Магомед Батчаев, Вова Слонов, Люда Батчаева, Саша Анкваб, Рашид Джириков, Алик Золоев, Дима Короев, Азамат Кулоков, Рубен Манукян, Илья Михайлов, Сергей Пазов и многие другие.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Оффтоп - Свободное общение
Новое сообщениеДобавлено: 05 фев 2011, 09:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 янв 2011, 09:44
Сообщений: 21
Доброе утро, брат.
Много интересного в твоем сообщении. Очень приятно осознавать, что мы с тобой единомышленники (и связаны, как в жизни, так и в Интернете). Хочу еще покопаться в истории своей фамилии, может еще чего найду. Но исторические корни происхождения фамилии, благодаря тебе, брат Давид, считаю дальнейшему обсуждению не подлежат. Хочу в республиканском архиве узнать еще какую-нибудь информацию о родоначальниках фамилии, особенно их точные имена.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 364 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 37  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB