Центральный форум адыгов объединяет на сегодняшний день
637 пользователей Интернета. Конечно, сравниться по численности пользователей с другими адыгскими форумами данный ресурс не в состоянии, но по посещаемости – он более популярен, чем все остальные адыгские сайты. Ресурс, как мне кажется, объединяет умных и ответственных людей, патриотов своей страны и интернационалистов по духу. Те страницы сайта, которые мною изучены здесь пока что говорят именно об этом. В общем, форум
adyga.org мы включаем в список рекомендуемых сайтов, что автоматически ведёт к популяризации ресурса в глобальной сети через наши Интернет-проекты.
Первая тема, с которой мы предлагаем вам ознакомиться, звучит так: «
Гипотезы об адыгах: мнения не историков». Автор темы –
Vaiarel. Почитаем его первый пост: «История хоть и наука, но многое в ней построено на догадках. Роль личности здесь играет очень важную роль. Кроме того, на раскопки и другие подобные мероприятия нужны немалые деньги, а те у кого они есть, им часто не выгодны открытия, которые могут произойти. Это можно назвать домыслами, паранойей, но такой взгляд имеет право на существование. У каждого человека есть право на свою теорию о своем народе, она вряд ли будет принята другими и научный факт не обретет, но все же... Если допускать, что некоторые догадки ученых правильные, а некоторые неправильные, можно конечно доиграться, и уподобиться эльбрусойду, подобно тому, как они трактуют свою историю, но все же… Целые книги читать мы вряд ли сможем осилить, но и судить по цитатам не совсем правильно, но все же хотелось бы попробовать. Для начала Wikipedia. Там упомянуты теории о родстве Хаттов с Адыго-Абхазами. О родстве Адыго-Абхазов с Касками, воевавшими с Хеттами, ассимилировавшимися Хаттами. Кроме того есть Этруски, тоже есть теория, что они выходцы из малой Азии. Есть Урарту, предполагаемая родственной Армении. Столько всяких теорий. Давайте их все приведем, которые сможем. Ведь мы на Кавказе вместе с другими живем народами и испытываем влияния друг друга, и тогда наверное, было много подобного и Адыги, возможно, потомки многих народов. Но в любом случае, все наши нынешние соседи переняли от нас намного больше, чем мы от них, взять ту же черкеску, которые носят и древние армяне с грузинами и азейрбаджанцы с казаками. Я не верю в совпадения, только великий народ мог так влиять на многих соседей». (Мысль
Vaiarel, как видите, достаточно сумбурно изложена, но мысль ясна и, в целом, объективна. И я принимаю её без возражений).
Далее идёт пост
Юстаса: «Хвала Аллаху, нам придумывать себе историю не приходится. Основной 'сюжет' ясен: хатты – майкопская культура – северокавказская культура – прикубанская культура – меоты – зихи – адыги. Но есть и 'белые пятна': что было до хаттов? Кто строил дольмены? Является ли северокавказская культура чисто адыгской? Зихи и касоги – синонимы или разные союзы племён? Что значит слово 'адыгэ'? Зарождение и миграции кабардинцев...». (Поддерживаю
Юстаса. Хочу заметить, что я примерно так же мыслю. Меня тоже интересуют поставленные вопросы. Но к обозначенным вопросам я просто добавляю вопросы по истории абхазов и абазин).
«Судя по этим картам, - пишет
Guest_Sipay, публикуя несколько географических карт, - предки абхазо-адыгов и предки осетин долгое время жили вместе, взаимоперенимая культуру, менталитет и все перемешались. Поэтому вопроса, кто главный друг адыга на Кавказе, возникать не должно – история уже ответила».
Пользователь
zory, судя по посту, во многом соглашается с Р. Бетрозовым, который «не утверждал, что майкопцы прямые предки адыгов, так как майкопская культура скорее тяготеет к Месопотамии»; «не утверждал о языковой близости шумеров и протоабхазо-адыгов»; считал, что «дольменная культура пришла на Кавказ из Средиземноморья, возможно вместе с каким-то этносом либо, это просто заимствование идеи дольменов»; а «формирование протоабхазо-адыгской народности, происходило под действием этнического вливания (интеграции) народов Малой Азии (кашко-абешлайцев) и народов Средиземноморья». В основу языка, - пишет
zory, - легли языки Малой Азии (кашков и абешла), языки средиземноморцев, имевших эргативный строй, но носивших другой морфологический строй.
«Мне давно не даёт покоя, - пишет
Юстас, - 2-хкомпонентность наших предков. Сначала одновременно существовали дольменная и майкопская культуры, затем зихи и касоги. У меня даже была гипотеза, что касоги ('къэсэгъу') – возможно, предки кабардинцев и бесленеевцев, жили на северном склоне и равнине, выработали кабардинский диалект. Зихи (возм. 'ц1ыху') – предки кяхов, которые сложились в горах и на побережье. Есть версия, что зихи это абазы. Во всяком случае, зихи испытывали их влияние. В 16 в. некоторые путешественники указывали абазов в окрестностях Суджук-Кале. Это может быть связано и с движением натхо-шапсугов на север, но сам факт абазинского происхождения натухайцев, шапсугов и абадзехов говорит о возможности более широкого расселения абазов».
Источник: http://adyga.org/index.php?showtopic=891