Отношение к правде - это критерий человечности, ума и мужества. Заур НАЛОЕВ, Султан СОСНАЛИЕВ, Муса ШАНИБОВ действительно великие адыги. Если выяснится то, что адыги и абаза не родственные народы, я не думаю, что великие перестанут быть великими. Правда, как таковая, не то, что превыше великих людей, хоть она и превыше, просто величие людей тут ни причем. Не стоит, фактологию подгонять под чувства великих людей, если человек действительно велик, то он воспримет факт со свойственным великим людям достоинством... И еще, правда - не товар на рынке, если кто-то торгует правдой взамен на доброе к нему отношение, то он потеряет и правду, и не добудет никакого доброго отношения. Самое простое и мудрое решение - это не торговать правдой ни при каких обстоятельствах. Речь тут не идет о том, что бы ты, Давид, отказался от своих братьев. Просто есть много других причин считать адыгов братьями не только по этническим причинам, да и вообще все люди на Земле - братья. Исторически так сложилось, что язык является главным объективным элементом идентификации народов, вторым по значимости является генеалогия... При этом субъективная самоидентификация людей является более значимой, чем языковая и генеалогическая идентичности вместе взятые. Говоря простым языком, если чукча считает себя русским, то все должны признать в нем русского, не смотря на его язык и генеалогию. А русскоговорящий немец, может считаться как русским так и немцем, как он захочет. Я хочу сказать, что во многих случаях родство народов определяется сугубо субъективным способом самоидентификации. Если две нации верят в родство между собой, то остальные нации не могут им в этом отказать... Самоидентификация в большинстве случаев является предметом ВЕРЫ. Точно также построены отношения абхазов и адыгов, - они просто верят в то, что они родственные народы. Все бы было хорошо, если бы не было еще одного элемента самоидентичности - исторического самосознания. У абхазов есть свое историческое самосознание, у адыгов историческое самосознание другое. Между этими двумя видами исторического самосознания нет точки соприкосновения, кроме правды, чтобы эти два сознания превратились в одно целое. Адыги, категорически несогласны воспринимать себя вне абхазских исторических территорий, и которые они не согласны признавать абхазскими... Здесь заложено не преодолеваемое противоречие, которое естественным образом разрушает субъективное представление о родстве. ОБЪЕКТИВНО же адыги и абхазы - это два разных этноса, говорящие на двух разных языках, имеющие два разных самосознания - и с этим не поспоришь... По языку... Лексику адыгского языка можно разделить на две категории: 1) лексика, соотносимая с лексикой абхазского языка 2) лексика, не соотносимая с лексикой абхазского языка. Если на основе первой категории пытаться доказать "генеалогическое" родство языков, что это самый архаичный слой адыгского и абхазского языков, то тогда получается, что вторая категория - это лексика, возникшая в адыгском или в абхазском языках под влиянием других языков, то есть это не архаика в одном из языков. Чтобы окончательно доказать родство абхазского и адыгского языков, недостаточно апеллировать к первой категории, поскольку это может оказаться простыми заимствованиями, результатом инфильтрации языка. Надо разобраться еще и со второй категорией, - так ли не архаична лексика второй категории абхазского или адыгского языка... Если с абхазским языком все понятно - большинство слов имеют абхазскую этимологию, то с адыгским есть еще много вопросов. И далеко не однозначно родство, хоть ты и решил для себя это однозначно, Давид. Я, например, в первой категории лексики вижу только заимствования и ничего больше...
|