APSUAFORUM: The project of David Dasania. Проект Давида Дасаниа

Добро пожаловать на Форум! Welcome to our Forum!
Текущее время: 28 мар 2024, 17:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Аталычество
Новое сообщениеДобавлено: 10 янв 2011, 07:48 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Происхождение аталычества. «Что касается до осуждения сильно чтимого так называемого молочного родства, то, не отрицая известной степени вреда его, я должен сказать, что молочное родство имеет свое историческое происхождение и основано на желании установить тесную связь между различными фамилиями, так как во времена происхождения этого обычая страна была объята междоусобиями и кровавой враждой. К обычаю усыновления прибегали с целью покончить мирно вражду; обидчик отдавал обиженному своего сына на воспитание, и когда мальчик, достигнув юношеского воз-раста, возвращался настоящему отцу, вражда считалась поконченной». (Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, Москва, 1898, с.27).
Аталычество в среде абхазов. «Обычай этот существует преимущественно у князей и дворян, а из простых крестьян у тех, кто имеет большие средства, так как отдача детей на воспитание, равно как и усыновление их, сопряжены с большими расходами. Обычай тре-бует, чтобы, как лицо, отдающее ребенка на воспитание, так и вскормивший его воспита-тель обменялись ценными подарками. Обычай отдавать детей на воспитание вызывается вовсе не какими-нибудь корыстными или вообще мелко-практического свойства соображениями, а возник еще в давние времена, вследствие желания установить более тесную связь между различными фамилиями. Вообще, лицо, взявшее ребенка на воспитание, относится к нему как бы к собственному сыну, - окружая его не меньшей заботливостью, чем родной отец или мать». «Молочное родство у абхазцев, считается отнюдь не менее важным, чем кровное. Лицо из фамилии, которая находится в молочном родстве с другою фамилией, не имеет права вступать в брак с кем бы то ни было из членов этой последней фамилии – хотя бы то были отдаленные родственники». (Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, Москва, 1898, с.43).
Абхазо-карачаевские аталыческие связи. Аталыческими узами абхазы были связаны не только в рамках своей страны, но эти связи распространялись и далеко за ее пределами. Так, например, отец Барака Квициниа, у которого не выживали дети, решил по советам знахарей отдать вновь родившегося ребенка на воспитание аталыку из карачаевского рода Наурузов. Причем, как отмечает Ш.Д. Инал-ипа, «когда забирали мальчика, вынесли его не как обычно через дверь, но вырыли землю под дверью и таким образом провели из-под порога». (Инал-ипа, Труды, 1988, с. 83).
Аталычество в среде крестьян. Аталыческие связи были характерны не только в отношениях между представителями княжеско-дворянского и крестьянского сословий, но и в среде самих крестьян. Здесь детей из категории «чистых» крестьян брали на воспитание представители крестьян из низших категорий.
Особенности аталычества. Непременным условием для установления между фамилиями аталыческих связей являлся факт отсутствия генетической близости между аталыком и воспитанником. Тем не менее, в этнологии абхазов отмечаются немногочисленные факты родства по аталычеству представителей одной и той же фамилии. Например, сын Михаила Чачба воспитывался в доме княгини Кесарии Дадиани, матери князя Григория Чачба. В этнологии абхазов отмечается факт использования аталычества как средства урегулирования межфамильных и внутрифамильных распрей. Так, например, по материалам Ш.Д. Инал-ипа, в среде фамилии Маршаниа произошел конфликт между двумя ветвями: дальцев и джгердинцев. Причем представитель джгердинских Маршанов, Алоу, сын Састангаза Маршан, никак не смог примириться с влиянием своих дальских сородичей. Вскоре, во избежание дальнейшего осложнения конфликта, Састангаз Маршан был вынужден прибегнуть к воспитанию Алмахсита Маршан, своего опасного дальского сородича (Инал-ипа, 1988, с.66). В случае ослабления аталыческих связей представители сторон старались возобновить родство по аталычеству, повторно воспитав кого-нибудь из той же родственной группы. Так, воспитывая представителей одной и той же родовой группы, некоторые абхазские фамилии становились родственниками, связанными по ата-лычеству на протяжении жизни большого числа поколений. Так, например, вековыми узами аталычества связаны Ачба и Ахуба, Маршаниа и Адзынба, Лакрба и Тванба, Чачба и Квициниа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аталычество
Новое сообщениеДобавлено: 10 янв 2011, 07:51 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Отказы крестьян от аталыческих обязанностей. Зажиточные крестьяне из категории «анхаю» старались никого не воспитывать, отказываясь от предложений взять на ата-лыческое воспитание детей представителей княжеско-дворянского сословия. Так посту-пили, например, эшерские крестьяне из родов Агрба и Кецба, Хасан Бигуаа, Камшиш Гулиа и многие другие. Однако, например, эшерский крестьянин Соуфыдж Агрба воспитал в своем доме княжну Енджу-ханум, сестру последнего абхазского владетеля Михаила Чачба. В отличие от крестьян из категории «анхаю», низшая прослойка крестьян в массе своей была свободна от аталыческих обязанностей. Тем не менее, в начале XX века, в период отмирания аталычества, представители высшего сословия вынуждены были «принимать аталыком любого охотника на эту роль, в том числе нередко самых невидных и бедных представителей крестьянства, а также разных пришлых людей, которых они прежде не удостаивали этой «чести» (Инал-ипа, 1988, с. 70-71).
Использование аталычества для прекращения конфликта. В этнологии абхазов отмечается факт использования аталычества как средства урегулирования межфамильных и внутрифамильных распрей. Так, например, по материалам Ш.Д. Инал-ипа, в среде фамилии Маршаниа произошел конфликт между двумя ветвями: дальцев и джгердинцев. Причем представитель джгердинских Маршанов, Алоу, сын Састангаза Маршан, никак не смог примириться с влиянием своих дальских сородичей. Вскоре, во избежание дальнейшего осложнения конфликта, Састангаз Маршан был вынужден прибегнуть к воспитанию Алмахсита Маршан, своего опасного дальского сородича (Инал-ипа, 1988, с.66).
Аталычество, судя по абхазским материалам, зафиксировано как во взаимоотношениях феодалов с крестьянами, так и в самой феодальной среде, а также и в среде крестьян. Суть аталычества как института породнения заключается в установлении и поддержке между аталыком и воспитанником теснейшей связи, приравниваемой обычаями к кровной или считавшейся ещё более тесной. Механизмом её установления является молочное родство. Факт длительного пребывания воспитанника в семье аталыка при полной или почти полной его изоляции от родной семьи является мощным психологическим механизмом сближения воспитанника с семьёй аталыка. Классическое аталычество предполагало, что ребёнок отдавался на воспитание сразу же после рождения и возвращался домой уже юношей (либо с наступлением совершеннолетия в возрасте 15-16 лет, либо ко времени женитьбы). У части адыгских групп, у осетин и ногайцев, у которых аталычество было выражено слабее, ребёнка могли взять позже, а вернуть значительно раньше.
Объяснение феномена аталычества. Существует несколько объяснений феномену аталычества: 1. Сыновей отсылают из дома, чтобы не разбаловать их и одновременно избежать конфликтных ситуаций, связанных с соперничеством отца и сына и т. п. (Так думают, по крайней мере, некоторые европейские учёные). 2. Связывание возникновения института аталычества с трансформацией матриархальных порядков под воздействием отцовского права. 3. Сохранение в качестве реликта первобытнообщинного строя специфических правил избегания, нормативно ограничивающих личные контакты между родителями и детьми. 4. Стремление людей специально развить формы искусственного родства с целью укреплению внутриобщинных связей, а также феодальной взаимозависимости. 5. Необходимость обучения детей определенным занятиям, которыми трудно овладеть в родительской семье.
О причинах аталычества. По более объективному, на мой взгляд, мнению Хан-Гирея, «князья издавна для увеличения своей силы искали все возможные средства, чтобы привязать к себе дворян, а эти для всегдашней защиты и вспомоществования себе во всех случаях желали более сблизиться с князьями. Для такого обоюдного сближения нашли вернейшим средством воспитание детей, которое, связывая два семейства родством, приносило обоюдные выгоды». По моему мнению, причинами возникновения аталычества являются: 1. Стремление крестьян иметь влиятельных родственников в среде представителей более привилегированных категорий населения. 2. Установление князьями и дворянами искусственного родства с фактически самой многочисленной крестьянской прослойкой. 3. Использование аталычества в целях прекращения кровной вражды и гармонизации межсословных взаимоотношений. 4. Использование института аталычества для установления и укрепления международных связей.
Характерное для народов Кавказа в аталычестве абхазов. Начнём с фиксации характерных черт аталычества: 1. Один аталык вправе иметь только одного воспитанника. 2. Как правило, отец воспитанника стоял на феодальной лестнице выше аталыка, и само аталычество вызывалось к жизни получением определенных взаимных выгод. 3. Аталык наиболее влиятельных князей в лице владетелей Абхазии из рода Чачба переходил на более высокую ступень феодальной лестницы (возьмем, к примеру, разницу в социальных статусах двух кровнородственных фамилий Гумба и Гунба). 4. Непременным условием для установления между фамилиями аталыческих связей являлся факт отсутствия генетической близости между аталыком и воспитанником. 5. Использование аталыческих связей в качестве мощного средства для укрепления международных связей. 6. Бывало, что у человека имелось несколько аталыков, у которых он воспитывался поочередно, в результате чего отношения покровительства и зависимости распространялись на большее количество лиц (это пример одного из сыновей последнего владетеля Абхазии, Соулаха Инал-ипа из с. Калдахуара). 7. К искусственному родству через аталычество прибегали иногда с целью прекращения кровной вражды. Если семья убитого не соглашалась на примирение – брали из неё (зачастую путём похищения) ребёнка на воспитание. В этом случае вражда прекращалась. Формы искусственного родства отражали условия своего времени и были призваны регулировать общественные отношения. Со временем они потеряли своё былое значение, и большая их часть ушла в прошлое.
Особенное в аталычестве абхазов. 1. Принятие в качестве аталыков низших категорий крестьян, которые вплоть до конца 19 века в массе своей была свободна от аталыческих обязанностей. 2. Отказы зажиточных крестьян от предложений стать аталыками. 3. Факты родства по аталычеству представителей одной и той же фамилии. Например, сын Михаила Чачба воспитывался в доме княгини Кесарии Дадиани, матери князя Григория Чачба. А Састангаз Маршан, во избежание дальнейшего осложнения конфликта между двумя ветвями дальцев и джгердинцев, был вынужден прибегнуть к воспитанию Алмахсита Маршан, своего опасного дальского сородича. Сын Мурзакана Лакрба был воспитан Тадой Лакрба. 4. Поддерживание дуальных связей по аталычеству между определёнными фамилиями князей, дворян и крестьян. 5. Воспитание дворянина из рода Маан в семье аталыка из княжеского рода Маршан (в феодальной Черкесии детей отдавали в семьи, стоявшие по сословному положению ниже семьи родителей ребенка, причем строго по рангу: княжеские дети воспитывались у дворян первой степени, дети дворян первой степени – у дворян второй степени, дети дворян низшей степени – в семьях простых крестьян). 6. Использование т.н. кормилиц второго порядка (абжьаадзаю), когда аталыками выступали князья и дворяне.
Отличие кавказского аталычества от европейского. Если в средневековой Европе аристократические семьи чаще отдавали своих отпрысков в вышестоящие княжеские дома, то у кавказских народов, за исключением осетин, бытовал обычай отдавать своих детей в нижестоящие категории населения. При передаче «сверху вниз» ребенок был не только равноправным, но и привилегированным членом семьи. С этим связана, в первую очередь, автоматическая роль отца ребёнка в качестве покровителя всей семьи аталыка. Западноевропейские формы «воспитательства» выглядят более отчужденными и функциональными. Несмотря на определенную взаимозависимость семей, образующуюся при европейской форме аталычества, тем не менее, «породнения» при этом не происходит. Связь между ребенком и его молочными братьями имеет здесь характер индивидуальной привязанности, не распространяясь на остальных членов семьи. При более или менее равном семейном статусе приемный ребенок пользуется теми же правами, что и остальные дети.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аталычество
Новое сообщениеДобавлено: 10 янв 2011, 07:52 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Полевой материал по теме аталычества

Взаимоотношения абхазов были сравнительно уравновешены благодаря аталыческим взаимосвязям. Непременным условием для установления между фамилиями аталыческих связей являлся факт отсутствия генетической близости между аталыком и воспитанником. Тем не менее, в этнологии абхазов отмечаются немногочисленные факты родства по аталычеству представителей одной и той же фамилии.
Так, например, строгие брачные ограничения действуют в отношениях между фамилиями Дасаниа и Чаабал, проживающих в селе Звандрыпш Гудаутского района. Данный запрет объясняется фактом молочного родства между ними. Причем представители фамилии Дасаниа выступают здесь в качестве аталыков, а представители фамилии Чаабал – в качестве их воспитанников.
Как известно, Чаабал (Чаабалырхуа) – известная и влиятельная княжеская фамилия, а Дасаниа – фамилия крестьян, издревле проживавшая в селе Звандрыпш. По рассказам местных информаторов, в частности, Дасаниа Сократа Алексеевича, союз фамилий Дасаниа и Чаабал вначале возник вследствие близости их фамильных характеров. Причем эта близость была установлена между ними, несмотря на то, что представители фамилии Дасаниа были известны в народе как ненавистники князей и дворян.
Говоря о взаимоотношениях фамилий Дасаниа и Чаабал, следует отметить, что в присутствии представителей первой фамилии носители второго фамильного имени вели себя как «младшие» перед «старшими». В частности, они не садились в присутствии старших и даже младших представителей фамилии Дасаниа, не обходили их спереди, не перебивали, не произносили тост раньше них, не общались в их присутствии с женой и детьми, первыми подавали им воду для омовения рук перед застольем. При этом Чаабаловы подчеркнуто заявляли, что все носители фамилии Дасаниа являются их самыми дорогими и уважаемыми воспитателями.
Было время, когда аталыческие связи были характерны и для взаимоотношений между фамилиями Дасаниа и Даутиа. Как и Чаабаловы, представители фамилии Даутиа проживали и до сих пор проживают в селе Звандрыпш Гудаутского района. В сословном отношении относились они к категории «мелких дворян» - «ашнакума». Согласно некоторым из существующих преданий, род Даутиа происходит от горских князей Маршаниа. Однако это утверждение пока остается без доказательств.
В отношениях между Дасаниа и Даутиа уже в советское время имело место убийство. Один из представителей фамилии Даутиа смертельно ранил одного из членов фамилии Дасаниа, родного дядю автора этих строк. Конфликт между фамилиями до сих пор остается не урегулированным. Из активной фазы этот конфликт, по причине осуждения убийцы и проклятия, свалившегося на его голову (сыновья его из-за курицы убили друг друга) перешел в фазу затухания. До этого случая отношения между воспитателями (Дасаниа) и их воспитанниками (Даутиа) были подчеркнуто уважительными. Причем родством дорожили обе фамилии. А носители фамилии Даутиа, вслед за представителями фамилии Чаабал, считали род своих воспитателей «старшим».
Данное обстоятельство проявляется, например, в факте формирования в начале XX века делегации от имени жителей села Звандрыпш для обсуждения с царскими чиновниками в Сухуме важной проблемы. В состав делегации по решению сельчан вошли Амаба Кягуса, Дасаниа Таксоу, Даутиа Бата, Шамба Хакуцв. По правилам того времени старшинство в сформированной делегации должно было принадлежать «мелкому дворянину» из категории «ашнакума», т.е. Бате Даутиа. Но, исходя из родства по аталыческим связям, старшинство было передано Таксоу Дасаниа, который блестяще справился с проблемой и вернулся в родное село еще более уважаемым человеком.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аталычество
Новое сообщениеДобавлено: 10 янв 2011, 07:55 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Аталычество у карачаевцев. Обычай аталычества был распространен, в первую очередь, среди представителей знати. Бии нередко отдавали своих детей на воспитание односельчанам из других сословий. Например, аталыками Крымшамхаловых были Сарыевы (а. Картджурт). "Суть аталычества, как института породнения, состояла в том, что между аталыком и воспитанником, а также их семьями и всей родней устанавливалась теснейшая связь, приравниваемая адатами к кровной или даже, по ряду сообщений, считавшаяся еще более тесной. Механизмом ее установления было молочное родство, так как жена аталыка или одна из его родственниц, специально приглашавшаяся для этой цели, становилась кормилицей воспитанника". Воспитатель-аталык и его жена-кормилица - аталык для воспитанника были как бы вторыми отцом и матерью, а их дети назывались молочными братьями и сестрами. Тесная связь между семьями сохранялась всю жизнь.
Аталычество, известное многим народам. В предклассовом, раннеклассовом и феодальном обществе широко распространен институт воспитательства, обычай обязательного воспитания детей вне родной семьи (см. Першиц, Трайде, 1986; Гарданов, 1973; Adoption et fosterage, 1999). Обычай воспитания ребенка в семье другого члена общины (fosterage – буквально «опекунство») существовал у многих кельтских, германских, славянских, тюркских и монгольских народов. Одна из его форм – кавказское аталычество. Слово «аталык» (от тюркского ата– отец) буквально означает лицо, заменяющее отца, выступающее в роли отца. «Воспитание ребенка в семье аталыка в принципе не отличалось от воспитания в родительском доме. Разница была лишь в том, что, по обычаю, аталык должен был воспитывать ребенка еще более тщательно, чем собственных детей. Впоследствии обоим предстоял своего рода экзамен: воспитанник должен был публично показать все, чему его научили. Происходило это уже в родительском доме, куда у адыгов юноша обычно возвращался, по одним данным, с наступлением совершеннолетия, по другим – ко времени женитьбы. У части адыгских групп и других народов, у которых аталычество было выражено слабее, в частности у осетин, ребенка могли вернуть значительно раньше. За все эти годы ребенок виделся с родителями не более одного-двух раз. При этом родители, следуя обычаям избегания, при свидании никак не проявляли своих чувств и даже делали вид, будто не узнают сына. Тот, со своей стороны, зачастую даже не знал, кому его привезли показывать. Поэтому воспитывающийся у аталыка юноша возвращался в родительский дом как в чужую семью, и должны были пройти годы, прежде чем он привыкал к родне. Между братьями, которые всегда воспитывались у разных аталыков, сохранялась отчужденность. Напротив, с семьей аталыка у воспитанников устанавливалась близость, приравнивавшаяся адатами к кровной, если не большей» (Смирнова, 1983. С. 78–79).
Причины возникновения аталычества. Ученые объясняют этот феномен по-разному. Одни выдвигают на первый план социально-педагогические мотивы: сыновей отсылают из дома, чтобы не разбаловать их и одновременно избежать конфликтных ситуаций, как Эдипов комплекс, соперничество отца и сына и т. п. Другие связывают возникновение института воспитательства с трансформацией матриархальных порядков под воздействием отцовского права. Третьи дополняют эту мысль указанием на первобытную общность детей, которая в более сложных обществах пережиточно сохраняется в виде специфических правил избегания, нормативно ограничивающих личные контакты между родителями и детьми. Четвертые подчеркивают, что передача детей на воспитание в чужую семью способствует развитию искусственного родства, укреплению внутриобщинных связей, а также феодальной взаимозависимости. Пятые выдвигают на первый план функции ученичества, необходимость обучения детей определенным занятиям, которыми трудно овладеть в родительской семье. Если сравнить нормативные характеристики: а) ребенка, отдаваемого на воспитание, б) лиц, которым поручается ребенок, в) выполняемых ими функций и г) социального статуса воспитанника, картина выглядит довольно запутанной. В одних обществах в чужие семьи передают всех детей, в других – преимущественно или исключительно мальчиков. Сильно варьирует возраст передачи ребенка. У черкесов и ряда других народов Кавказа детей отдавали в чужую семью сразу после рождения, а в токугавской Японии это делали, когда ребенку исполнялось 10–11 лет. В средневековой Европе обязательных общих правил на сей счет, видимо, не было. Одних детей отдавали в чужие семьи в три года, других – в семь, третьих – в 9-10 лет. Многие дети воспитывались в монастырях, а также в закрытых школах и университетах. Хотя внесемейное воспитание не было всеобщим, оно было довольно массовым и длительным. В Англии XVI–XVII вв. вне родительской семьи воспитывались, по подсчетам Лоуренса Стоуна (Stone, 1979), две трети мальчиков и три четверти девочек. Но дворяне и богатые люди отдавали своих 7-13-летних детей в закрытые школы-интернаты, тогда как отпрыски простых и менее состоятельных семей воспитывались на правах учеников или домашних работников в соседских или более состоятельных семьях. Нередко в первые 12–18 месяцев жизни ребенка выкармливали наемные кормилицы в лоне родительской семьи, а в 10–12 лет дети отправлялись жить в чужие семьи, откуда к родителям уже не возвращались. Европейские крестьяне и ремесленники начала Нового времени отдавали детей в ученики в более состоятельные или равные по статусу семьи, тогда как выкармливание младенцев практиковалось бедными семьями за специальную плату.
Сохранение аталычества на Кавказе до недавнего времени. На Кавказе обычай аталычества первоначально был, очевидно, всеобщим и задержался надолго. В Абхазии отдельные случаи передачи крестьянами своих детей на воспитание аталыкам известны даже в конце XIX – начале XX в., у других народов Кавказа обычай сохранился в это время только среди феодалов. В феодальной Черкесии детей отдавали в семьи, стоявшие по сословному положению ниже семьи родителей ребенка, причем строго по рангу: княжеские дети воспитывались у дворян первой степени, дети дворян первой степени – у дворян второй степени, дети дворян низшей степени – в семьях простых крестьян (Гарданов, 1973).
Отличие кавказского аталычества от европейского. В средневековой Европе аристократические семьи чаще отдавали своих отпрысков в вышестоящие княжеские дома, где мальчики проходили первые этапы феодального служения в качестве пажей, оруженосцев и т. д.; например, английский поэт Джефри Чосер (1344(40?)-1400), с 12 до 17 лет прослужил при дворе графини Ольстерской. Взаимоотношения между семьями опекуна и родителей ребенка, равно как и положение опекаемого ребенка, определялись их социальным статусом. При передаче «сверху вниз» ребенок был не только равноправным, но и привилегированным членом семьи – ему уделяли даже больше внимания, чем собственным детям, за него несли повышенную ответственность, в нем видели будущего покровителя всей семьи. В кавказском аталычестве эти отношения приравнивались к кровному родству, причем отец ребенка, занимая более высокое положение, чем аталык, автоматически становился покровителем всей семьи аталыка. Западноевропейские формы «воспитательства» выглядят более отчужденными и функциональными; хотя они создают определенную взаимозависимость семей, «породнения» при этом не происходит. Связь между ребенком и его молочными братьями имеет здесь скорее характер индивидуальной привязанности, не распространяясь на остальных членов семьи. При более или менее равном семейном статусе приемный ребенок пользуется теми же правами, что и остальные дети. А при ремесленном ученичестве или воспитании за плату статус ребенка является зависимым, с ним часто обращаются жестоко, его труд безжалостно эксплуатируют и т. д.
Уточнение конкретных функций воспитательства. Для уточнения конкретных функций воспитательства терминологический анализ практически бесполезен, так как слово «воспитание» во многих языках неразрывно связано с понятиями «выращивание» и «выкармливание». Но хотя функции выкармливания, воспитания и обучения нередко совмещаются, они могут быть и самостоятельными, а от этого зависит, кто является ключевой фигурой процесса: а) приемная мать-кормилица, б) заменяющий отца наставник (аталык) или в) хозяин, мастер, учитель.
Обозначение термином «воспитательство» различных институтов. Похоже на то, что одним и тем же термином «воспитательство» часто обозначаются принципиально разные институты, причем важен именно гендерный аспект. В одном случае воспитательство подразумевает замену матери (искусственное материнство), а в другом – замену отца (искусственное отцовство). В первом случае акцент делается на выкармливании и физическом выхаживании ребенка, который может быть как мальчиком, так и девочкой. Во втором случае это сугубо мужское отношение, с которым связано значительно больше социальных обязательств. Эти различия убедительно проследил В. К. Гарданов (Гарданов, 1959, 1960, 1961) на материале Древней Руси. В русских летописях существуют две пары категорий: «кормилица» и «кормиличиц» (сын кормилицы) и «кормилич» и «кормиличич» (сын кормилича). Хотя эти термины похожи, они имеют совершенно разный смысл. Кормилица – простая женщина, как правило рабыня, которая выкармливает княжеских детей. Кормилица никогда не приравнивалась к матери, а ее собственные дети, «кормиличицы», не считались родственниками князя. Напротив, «кормилич» – воспитатель, опекун княжеских детей, лицо, заменяющее знатному мальчику отца. «Кормилич» и «кормиличич» (сын кормилича) принадлежат к верхушке феодального общества. Это почетная должность, предполагающая родство. В ХШ в. появляется новый термин «дядька», который со временем вытесняет слово «кормилич». Дядька – родственник, доверенный боярин, которого князю не нужно опасаться и который в случае необходимости заменяет княжеским детям отца, выступает в роли их опекуна. Это высокий титул, употреблявшийся в официальных документах, вплоть до дипломатической переписки. Некоторые бояре упоминаются в летописях под прозвищами Кормилича или Няньки, их воспитанниками могли быть только княжеские сыновья. В позднем Средневековье и в Новое время эти тонкие нормативные нюансы утратили былое значение, а понятие «опекунство» приобрело более формальный, юридический смысл.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аталычество
Новое сообщениеДобавлено: 10 янв 2011, 07:58 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
Институт аталычества у адыгов

На протяжении тысячелетий экономическая жизнь, социальная организация адыгов (черкесов) менялась, и к этим изменениям приспосабливалась их культура, исчезали одни общественные институты, появлялись новые. В этом плане одним из важнейших и уникальных явлений в общественной жизни этих народов является институт аталычества, который уходит своими корнями в глубь истории. Он являлся не только одним из главнейших институтов установления искусственного родства между различными фамилиями, представителями отдельных социальных слоев самого адыгского (черкесского) общества, но и укрепления интернациональных связей с другими народами. Он также являлся основной школой воспитания детей князей и дворян. По поводу института аталычества И. Бларамберг указывал, что «в соответствии с обычаем, который сохранялся с отдаленных времен, князья не имеют права воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, отдавать их на воспитание в чужой дом.
Каждый уздень (дворянин) делает все возможное, чтобы предпочтение было отдано именно ему, и тот, на которого падает выбор князя, рассматривает это событие как знак особого доверия. Избранный таким образом воспитатель называется аталыком; он должен обучать, одевать, кормить своего воспитанника вплоть до того дня, когда он должен быть возвращен в отчий дом, что, как правило, бывает не раньше, чем он достигает возмужания, и его воспитание считается совершенным». Однако следует отметить, что на воспитание аталыку отдавали и девочек. Правда, ее воспитанием занималась жена дворянина, в чей дом привели ее воспитывать.
Адыги звали аталыков "зиусхан". Институт аталычества берет начало в родовом строе. Если в более отдаленные времена аталычество было распространено среди всех слоев населения, то впоследствии оно приняло резко выраженный классовый характер, сохраняясь преимущественно в княжеских и дворянских фамилиях. Описание аталычества в Адыгее XVIII века в форме, приспособленной к патриархально-феодальным отношениям, имеется в сочинении академика Палласа.
Источники говорят об аталычестве преимущественно как о добровольном акте со стороны родителей. Иногда имели место домогательства со стороны берущего ни воспитание. Кроме добровольного молочного родства имело место также насильственное родство - похищение ребенка. Мальчик или девочка оставались у аталыка на определенный срок (до совершеннолетия, до женитьбы или выдачи замуж и т. д.), в зависимости от местных обычаев. В течение нахождения сына у аталыка отец не должен был встречаться с ним и позволять какие-нибудь нежности. При случайной встрече с сыном, он не должен был даже подать вида, что узнает его. Воспитание мальчиков и девочек у аталыков носило разносторонний характер. У мальчиков вырабатывали качества воина и будущего главы семьи. Аталыки возили своих воспитанников по отдаленным племенам, чтобы приобрести друзей и знакомых. Воспитание девушек носило несколько иной характер. Аталычки учили их трудолюбию, различного рола рукоделию - вязанию, плетению позументов, шитью платье, плетению корзин циновок и т. д. Они разъясняли им их будущее положение и обязанностей внушали им скромность, почтительность к старшим и т. л. Женщина, вскормившая своей грудью чужого ребенка, ни всю жизнь приобретала над ним больше права, чем его родители. Ее семья, род, аул и даже все племя, из которого происходила эта женщина, становились родственниками семье, роду, аулу, племени ее воспитанника. Эти родственные связи считались священными и обязывали обе стороны оказывать друг другу взаимную помощь. Таким образом, аталык приобретал все права кровного родства в семействе своего питомца. В спорах отца с аталыком Воспитанник часто принимал сторону аталыка. Этим подчеркивалось, что связь по аталычеству считалась более священной.
Генезис аталычества. Аталычеству – т.е. обязательному воспитанию ребенка вне родной семьи, в чужом доме, посвящена большая, в том числе и кавказоведческая, литература. В дореволюционной и советской этнографии высказывались различные взгляды как на исторические корни, так и на последующие социальные функции аталычества. Да и в современных исследованиях не существует единого мнения по вопросу распространения аталычества как некогда общенародного или только относительно позднего элитарного института. Ныне в исторической науке наиболее обоснованной считается точка зрения, связывающая возникновение аталычества с процессами классообразования и отношениями сюзеренитета-вассалитета.
Первое упоминание об аталычестве среди адыгов. Первое упоминание об аталычестве среди адыгов принадлежит итальянскому путешественнику XV в. Дж. Интериано. «Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, – пишет он, – его отдают на попечение одного из слуг, и тот ежедневно возит его с собой на коне с маленьким луком в руках, и… учит его стрелять».
Обширная литература по аталычеству. В дальнейшем круг этнографических материалов об этом институте значительно расширился, хотя он и не стал предметом специального исследования. Почти ни одно этнографическое описание адыгов не обходилось без упоминания о нём. Авторы стремились не только описать его, но также истолковать смысл бытования столь необычного для европейца способа воспитания представителей господствующего класса. Особое внимание обращает на себя Хан-Гирей – своими более подробными и достоверными, чем у предшествующих исследователей, описаниями института аталычества: «Князья издавна для увеличения своей силы, – пишет он, – искали все возможные средства, чтобы привязать к себе дворян, а эти для всегдашней защиты и вспомоществования себе во всех случаях желали более сблизиться с князьями. Для такого обоюдного сближения нашли вернейшим средством воспитание детей, которое, связывая два семейства родством, приносило обоюдные выгоды».
Стремление феодалов получить как можно больше союзников. Постоянная необходимость защиты своей территории от набегов заставляла князей в условиях непрерывной феодальной междоусобицы искать как можно больше союзников среди очень влиятельной и воинственной социальной прослойки адыгского (черкесского) общества – дворянства. Дворяне также были заинтересованы иметь своего покровителя среди княжеских фамилий. При таком методе установленное искусственное родство между представителями различных социальных слоёв общества, которое почиталось не меньше, чем кровное, обязывало эти стороны многому. Они должны были теперь оказывать поддержку друг другу, в том числе дворянин-аталык должен был сопровождать князя – отца его воспитанника во всех его походах и мероприятиях, а он в свою очередь – защищать от посягательств на его свободу и имущество со стороны других людей.
Условия и причины возникновения аталычества. Условия и причину появления института аталычества у адыгов (черкесов) попытался объяснить в свое время адыгский просветитель, ученый прошлого столетия Хан-Гирей. Он, в частности, писал: «Причиной введения в обыкновение такого рода воспитания было, кажется, следующее: князья издавна, для увеличения своей силы, искали всех возможных средств привязать себе дворян, а дворяне для всегдашней защиты и вспомоществования себе во всех случаях, всегда желали более сблизиться с князьями: бедные всегда и везде нуждаются в помощи богатых, а слабые – в покровительстве сильных, могущество коих увеличивается обширностью влияния их на других. Для обоюдного сближения оказалось вернейшим средством воспитание детей, которое, связывая два семейства, в некотором смысле, кровным родством, приносит обоюдные выгоды...». Действительно, в условиях острой и бескомпромиссной феодальной междоусобицы каждый князь заинтересован был иметь побольше союзников среди очень влиятельной и воинственной социальной прослойки адыгского (черкесского) общества – дворянства. А оно само тоже было крайне заинтересовано иметь своего покровителя в лице княжеских фамилий. При таком методе установленное искусственное родство между представителями различных социальных слоев общества обязывало обе стороны многому. Они должны были теперь оказывать всякую поддержку друг другу, в том числе дворянин – аталык должен был сопровождать князя – отца его воспитанника во всех его походах и мероприятиях, а он в свою очередь – защищать от посягательств на его свободу и имущество со стороны других людей. Особые близкие чувства вырабатывались в ходе воспитания между ребенком и аталыком. Бывало так, что воспитанник больше уважал своего воспитателя, нежели своего родного отца. Это и понятно. Дело в том, что ребенок отдавался на воспитание в чужой дом сразу же после рождения и он там находился до совершеннолетия, а родители, особенно родной отец, имели право видеться со своим ребенком очень редко. При таком отчуждении, конечно, воспитанник больше привыкал к своему аталыку. Ш. Ногмов пишет, что воспитанник был обязан не жалеть ничего для своего аталыка и исполнять все его желания. А отец молодого князя награждал воспитателя лошадьми, скотом и даже холопами и потом отпускал с честью домой. Речь идет о том, что при возвращении воспитанника в отчий дом выполнялось много обрядов и все это осуществлялось торжественно и пышно. Этот торжественный акт сопровождался джигитовкой, скачками, различными состязаниями молодых людей. Институт аталычества, зародившись еще в эпоху родового строя, на протяжении веков претерпевал большие изменения. В эпоху феодальных отношений аталычество начинает принимать резко выраженный классовый характер. Другими словами, этот институт во многом используется для воспитания детей феодалов (князей и дворян). Поэтому желающих взять на воспитание детей этих социальных слоев населения было множество, чтобы через этот институт установить искусственное родство с могущественными адыгскими (черкесскими) фамилиями. Многие до рождения ребенка объявляли о своем желании быть воспитателем их детей, т. е. аталыком. А те в свою очередь, чтобы не обидеть претендентов, иногда вынуждены были соглашаться, чтобы их ребенок воспитывался у нескольких аталыков поочередно до достижения воспитанником совершеннолетия. В таком случае все аталыки имели одинаковые права и возможности для получения поддержки и помощи со стороны родителей их воспитанника. Так, установленное искусственное родство по аталычеству считалось священным, и все члены семейства аталыка становились родными воспитанника. А вообще чаще всего адыгские (черкесские) князья и уорки (дворяне) сами выбирали себе аталыка для детей из числа своих вассалов, в том числе и из соседних народов, которые в той или иной степени были зависимы от первых. Здесь следует отметить, что аталыка выбирали тщательно. Он должен был обладать в обязательном порядке хорошей репутацией, хорошо знал адыгский (черкесский) этикет, военное дело и т. д.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB