Фейсбук… Опубликовал я вчера ночью на сайте заметку «О названии Сочи». Вот текст заметки: «Некоторые авторы пытаются рассмотреть в топониме Сочи основу от слова «сочный», «сочиться» и т.п. Смысл попытки ‒ обозначить топоним в качестве населённого пункта, в котором в древности жили предки современных русских. При всё уважении к русским, топоним абхазо-абазинский. Абхазо-абазинское обозначение названия города Сочи ‒ Шǝача́ (Швача). Название это происходит от фамильного имени здешних аристократов Швачаа (во множественном числе, сравните с Ачаа ‒ «Ачбовы», «Ачба»). Чрезвычайно интересна основа данной фамилии ‒ Ач. Она встречается в таких фамильных именах, как Ачба, Чачба, Гечба (Гьачба), Швача. Когда-то фамильное имя Ачба являлось только фамилией. Позднее оно становится титулом. Так стали именовать абхазских князей. Ачба стало синонимом слова «аҳ» (ah), что переводится как «князь, царь, владетель». Вместе с Ачба титульным обозначением князя становится и фамильное имя абхазских князей Маршан (Маршаниа). Свидетельством тому являются следующие фразы, которые могли произнести абхазы, например, в 15-19 веках: «Ари д-Инал-иҧоуп, Рашǝҭам ихьӡуп, д-Ачбоуп» (Ари́ д-Ина́л-ипоуп, Рашта́м и́хьдзуп, д-Ачбо́уп»). Перевод первой фразы: «Он Инал-ипа, его зовут Ростом, он является Ачба». Человек, не знающий специфики этнологии абхазов, не поймёт, о ком же здес, всё-таки, идёт речь? О князе Инал-ипа или князе Ачба? Отвечаю: речь здесь идёт о калдахварском князе Ростоме Инал-ипа. Ачба в этой фразу указывает на то, что он был князем. Аналогичная по смыслу фраза в Турции, например, среди тамошних абхазов могла быть произнесена в точном соответствии, кроме упоминания титула «Ачба». Вместо «Ачба» здесь, в основном, говорили «Маршан». Так вот, когда фамильное имя Ачба стало титулом, означающим князь, возникают фамилии с элементом «Ач» в корне. Чачба или Чачааа (Чачбовы) становятся «князьями над князьями». Так считали абхазы в старину. Данная информация была впервые зафиксирована А. Введенским. Разгадка того, почему Ачба, по мнению абхазов, означало «князя», а Чачба ‒ «князя над князем», лежит именно в той плоскости, на которую я указал выше. В Чачба мы имеем редупликацию корня «Ач»: Ач-ач-ба. «Ба» здесь фамильный формант, означающий «сына, потомка». Как можно этимологизировать тогда фамилию западноабхазских садзских князей Гечба (по-абхазски ‒ Гьачба)? «Гь» в абхазском языке имеет несколько значений, одним из которых является слово, понимаемое как «другой». Например, егьи́ (другой), егьы́рахь (в другую сторону) и т.п. Возможно, Гьачба ‒ это «другие князья», «другой князь», то есть «не царская, как Ачба, не великокняжеская фамилия, как Чачба, а другая, но тоже княжеская». В фамилии Швача, кстати по сей день встречающейся в Турции, среди абхазов-садзов, «шв» может происходить разве что от абхазского наименования части абазин «а́швуа». Это абазины-тапантинцы. «Ашǝыуа Ачаа» (Ашвуа Ачаа) ‒ так могли называть тех абхазо-абазинских князей, которые жили за пределами той политической территории, которую контролировали князья фамилии Чачба. А этническая граница Абхазии была, естественно, гораздо шире, чем политическая. Исходя из этого, я утверждаю, что название Сочи ‒ Шǝача (Швача́) ‒ абхазо-абазинское. Дополнительно это утверждение поддерживает и этимологическое значение гидронима Сочипста (Швачапста), что переводится с абхазского языка, как «ущелье (князей) Швачаа». Далее пошло обсуждение… Выберу из обсуждения интересные моменты. Денис Гәаҧиа: Сочный? Это кто такое пишет? Давид Дасаниа: Так пишут русские авторы. Так же объясняют туристам и нерадивые экскурсоводы. Вообще в России довольно популярна версия о кавказской родине славян. Понятно, для каких целей это делается. Но данная версия антинаучная, а потому и несостоятельная. Александр Токарев: А куда подевались убыхи и потом ни в одной книге об истории Сочи нет сведений, что здесь, на этой земле, жили предки русских. Я таких источников не видел. Давид Канделаки: Сочи ‒ сочащий, Гагра ‒ гагры, это «русский» топоним, как я часто об этом слышу и читаю в никчемных буклетах. Давид Дасаниа: Убыхи, уважаемый Александр, жили в горной части Сочи. Прибрежье занимали абхазы и абазины. Вообще, убыхи ‒ чрезвычайно интересный с точки зрения истории и этнологии народ. Безусловно, это был отдельный народ, отличный от абхазов и адыгов, но, я думаю, всё же сформировавшийся частью абхазо-абазинами, частью адыгами. Для всех огромная загадка этноним «убых». Почти никто не знает, что он означает лингвистически. Моя версия ‒ «убых», «убыхи» происходит от абхазского слова «абыхǝаа» (абыхуаа), то есть «жители скал». Среди абхазов есть и фамилия Абухба, также связанная с понятием «скалы». Абыху, абыхуаа легко может трансформироваться в «убых». Александр Токарев: Давид, сколько историков столько и версий ‒ я читал и такие ‒ по одной ‒ убыхский центр проживания ‒ район Красной поляны, а по другой ‒ что это место обосновали абхазы. А вот святилище убыхов гора Бытха ‒ всего в 1 км от моря. А также я встречался с человеком в Сочи, в паспорте которого он значился как убых. Я не историк, но очень люблю эту науку. Давид Дасаниа: Всему есть объяснение. Просто есть историки информированные, объективные, а есть среди историков и малообразованные люди, которые, даже обладая информацией, не могут анализировать. Красная поляна убыхским центром не может быть. Топонимика той местности сплошь абхазо-абазинская. Там жили десятки известных и старинных абхазо-абазинских фамилий. Всё это известно и при желании можно найти и почитать кому интересно. Что касается Бытхи, скажу, что топоним сей до сих пор не расшифрован уважаемыми адыгскими учёными. Напомню, что Бытха ‒ это микрорайон и гора в Сочи. Абхазское название Бытхи ‒ Быҭǝхǝа (Бытхуа), что означает «холм Быт». Имеется в виду абхазо-адыгская фамилия ‒ Быҭǝба ‒ Бытба ‒ Бутба ‒ Абытэ ‒ Абитов. Случайно ли это? Нет, судя по топогидронимике района Сочи. Судите сами: Сочи, как мы уже отметили, происходит от фамилии Швача́ (Шача); в Кудепсте жили дворяне из рода Акудба, Кудепста ‒ это «ущелье Кудбовых»; Мацеста ‒ от Маципста ‒ «ущелье (дворян) Мацбовых», от которых затем произошла абазинская фамилия Туковых; Адлер происходит от турецкого слова «Аредлер», что в переводе означает «Ардбовы», то есть владетелей данной местности из рода Ардба. Есть и иные примеры…
|