APSUAFORUM: The project of David Dasania. Проект Давида Дасаниа

Добро пожаловать на Форум! Welcome to our Forum!
Текущее время: 19 мар 2024, 08:28

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Апсуара – Абхазство
Новое сообщениеДобавлено: 22 июл 2017, 16:18 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 15:04
Сообщений: 2195
Откуда: Аҧсны
● Понятие об «апсуаре». Понятие апсуара зародилось в народе еще в далеком прошлом. В письменных источниках это слово впервые использовал в 1920 г. основоположник художественной абхазской литературы Дмитрий Иосифович Гулиа. Сегодня в абхазском обществе, рассуждая о нравственных ценностях, об основах традиционной культуры, о лучших качествах человека, используют слово апсуара. Апсуара включает черты идеальной личности ‒ честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к старшим, скромность и терпение. Буквальное значение слова апсуара ‒ «абхазство» ‒ весьма условное, образное. Одни толкуют его в широком смысле, включая в это понятие всю бытовую культуру абхазов в ее материальных и духовных компонентах. Большинство же авторов рассматривают апсуара в узком смысле, как совокупность самобытных абхазских традиций и обычаев.
● Главные принципы апсуары. Важнейшую роль в структуре апсуара играют его принципы, формирующие основы социального поведения. Едва ли не важнейшим является аламыс ‒ совесть. Для абхаза это понятие имеет вполне конкретное этническое содержание. Известное народное изречение «Смерть абхаза в его же совести» обозначает, что, совершив несовместимый с совестью поступок, абхаз «умирает живым». Другим принципом апсуара является ауаюра ‒ человечность. Она ставит человека в центр системы апсуара, что находит воплощение в нравственной сфере взаимоотношений людей. Уважительное отношение к любому человеку, как к самому себе, входит в обязательные нормы абхазского этикета. Другими принципами апсуара являются апсуа аамсташвара («абхазское княжеское») ‒ рыцарство, благородство, галантность, аихацгылара ‒ взаимоснисходительность и т. п. Важное значение имели запретительные принципы, как, например, пхашьароуп ‒ «стыдно», связанный со страхом нарушить поведенческие нормы, принятые в обществе. Детей обычно с малолетства приучали к тому, что такое стыдно, какие поступки нежелательны. Родители внушали им: «Не запятнай чести и имени отца и матери». Следующий запретительный принцип цасым ‒ «не обычай» ‒ включает в себя традиционные запреты как светского (не положено, нельзя), так и религиозного (грех) характера.
● Абхазский этикет. В системе установок, которые делают «человека человеком», выделяется абхазский этикет, разработанный до мельчайших подробностей. В культуре общения и этикета особенно многочисленны и строги правила, вытекающие из почитания старшего по возрасту. Почитание старших - древнейший обычай. Здесь предусмотрено все ‒ от лексики и жестикуляции до большой сдержанности и предупредительности. У абхазов, как у других народов Кавказа, есть обычай ахацгылара ‒ почитание вставанием. Это традиционно установившееся правило общественного поведения и теперь является привычным образом действия для каждого. Когда в помещение заходит посторонний человек, встают все члены семьи. Почитание вставанием соблюдается и в общественных местах. Всякий уважающий себя человек считает обязанным привстать даже при появлении неприятного ему лица. Человек, появление которого почтили вставанием, просит всех не утруждать себя, а сам постоит еще немного, пока старшие не сядут.
● Правила общения в абхазском этикете. Правила традиционного этикета вступают в действие уже при первом контакте двух лиц, которые, естественно, должны обменяться приветствиями. При этом само понятие «обменяться приветствиями» абхазы выражают словами «изъясняться по-абхазски». Первым приветствует подошедший, мужчина - женщину, старший ‒ младшего, всадник ‒ пешего. Рукопожатие не обязательно. Принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его семьи. У абхазов разные формы приветствия при разных видах деятельности. Работающему в поле говорят: «Добро тебе делать!», собирающему виноград на дереве ‒ «Чтобы ты благополучно спустился!», идущему на охоту ‒ «Тебя ждет дичь, смерть которой настала!» и т. д. Хорошим тоном считается умение при необходимости тактично умолчать или найти нужную форму для вежливого отказа от предложения. Жаждущий, например, когда ему предлагают попить, не берет сразу поданный ему стакан воды, а интересуется у присутствующих, не желает ли кто-нибудь утолить жажду, и только после отрицательного ответа выпивает воду, скромно отвернувшись. Абхазы говорят между собой на «ты», причем в это обращение вкладывается уважительное отношение к личности. В абхазском этикете общения есть масса сопровождающих формул почтительного обращения, возвышающих собеседника, демонстрирующих покорность: «Вместо тебя», «Твои болячки на меня», «Чтоб я умер раньше тебя». При разговоре следует избегать назидательного тона. Неэтично говорить: «Ты знаешь!», в таких случаях принято поправляться: «Ты знаешь это лучше меня!». В том случае, когда вдруг собеседник случайно прервал говорящего, он моментально воспользуется искупающей вину фразой: «Твою речь золотом я режу», в которую вкладывается максимум уважения к человеку, к его живому слову.
● Любовь к гостям и соседям. Гостеприимство ‒ традиционный институт общения абхазов. В приеме гостя основными принципами являются уважение старшего, особое почитание женщины. Застольный этикет включает много коммуникативных действий: приглашение, омовение рук, рассаживание, организация застольного общения, обмен подарками и т. п. Содержание застолья также проникнуто принципами апсуара – желанием оказать гостям все положенные знаки внимания и почести. В принципы апсуара входит также особое отношение к соседям. Абхазы называют соседа словом агуыла. Оно образовано из абхазского слова агуы – сердце. Абхазы говорят: «Сосед как сердце, брат ‒ как кровь». Сосед всегда рядом, делит твои радости и горести. Абхазские поговорки гласят: «Если у тебя нет соседа, ты должен стать соседом кого-то», «Тот, кто установил для соседа силок, сам попался». Абхаз, по традиции, проявляет сердечную заботу к новому соседу, который поселился возле него, помогая ему обустроиться, встать на ноги. Законы, нормы и правила апсуара передавались из поколения в поколение путем воспитания и обучения. Этому учили с раннего детства в семье, где родители являлись примером для детей. Старейшины – люди, умудренные опытом – являлись олицетворением aпcyapa, активно участвовали в решении внутриродовых вопросов. В Абхазии и сегодня функционируют советы старейшин: сельские, районные и Совет старейшин Республики Абхазия, которые участвуют в урегулировании споров и конфликтов.
Источник: Сайт «abkhazia.travel». По материалам А. Куправа. Монография «Абхазы», отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун, 2007 г.

ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB